Служба занятости края: вчера, сегодня, завтра
Как таковой, институт трудоустройства существует в России с 19 августа 1917 года, когда был первый государственный закон о биржах труда. Важность этого события в том, что этот документ положил начало переосмыслению отношений в сфере труда. Впервые в мире в целях защиты рабочих от увольнения было введено страхование от всех видов социального риска, в том числе от безработицы, за счет взносов нанимателей. Но принятый закон носил, скорее, декларативный характер, поскольку история не дала времени для его реализации - грянула Октябрьская революция, вскоре и гражданская война. Разруха охватила всю Россию. За ней по пятам следовала безработица, не обошедшая стороной и Кубань. Еще не затихла война, когда российское правительства, взявшее курс на подъем экономики, приняло 31 января 1918 года закон о биржах труда, которым вменялось в обязанность осуществлять обязательное трудовое посредничество при поступлении граждан на работу.
В декабре 1918 года был принять Кодекс законов о труде, впервые законодательно закрепивший за каждым гражданином неотъемлемое право на труд. Здесь же вводится ранее никогда не употреблявшийся термин "безработный". Так именуются лица, не имевшие работу и зарегистрированные в местных отделах по распределению труда.
История не сохранила, где и когда был зарегистрирован первый безработный на Кубани. Но здесь, как и других провинциях России, активно действовали и биржи труда, и отделы по распределению рабочей силы. Об этом свидетельствует хотя бы документ, сохранившийся в архиве и датированный 28 декабря 1921 года. Из постановления № 19 Кубано-Черноморского исполнительного комитета по Отделу труда: "Ни одно учреждение, предприятие и хозяйство как государственное, так и кооперативное и частное, не имеет право принимать на службу иначе, как через Отдел труда".
7 ноября 1930 года газеты "Правда" провозгласила всему миру, что Советская Россия окончательно избавилась от проклятого наследия капитализма - безработицы. В канун 23-й годовщины Великой Октябрьской революции в стране была закрыта последняя биржа труда".
В 1991 году Верховный Совет РФ принял Закон "О занятости населения в Российской Федерации, фактически открывший новую страницу в истории становления отечественной службы занятости. Этим основополагающим документов было предусмотрено, что формирование служб занятости должно происходить на базе существующих бюро по трудоустройству населения. Норма численности работников определялась из расчета на 100 тысяч населения - 13 человек. Местным органам исполнительной власти было поручено оказать всяческое содействие в становлении государственной службы занятости.
Уже в июле 1991 года в крае на базах бюро по трудоустройству городов Краснодара, Сочи, Армавира, Новороссийска, Ейска были образованы городские центры занятости населения. Первыми директорами стали: в Краснодаре - Ладина Раиса Павловна, в Сочи - Кожура Николай Лукич, а Ейске - Титаров Николай Николаевич, в Новороссийске — Матвеев Иван Николаевич, человек высокого долга, открытой души, фронтовик, участник битв за Москву и Сталинград. В ряды первопроходцев становятся отличные специалисты, люди с разными характерами, но единым устремлением - сделать все необходимое, чтобы помочь тем, кто попал в беду, встать на ноги, найти по душе работу. Доброе слово, внимание... А что еще нужно человеку?
К концу года создаются центры занятости в других городах и районах края. Процесс формирования проходил сложно. Все было в новинку - от трудных, не всегда понятных нормативно-правовых документов до специальных терминов. Многого не хватало, не было помещений, оборудования, мебели. Центры занятости размещались практически там, где было возможно. Так, например, в Ленинградском районе новую службу расселили в двух малюсеньких комнатах местной бани. Выселковский центр занятости обосновался в старой конюшне бывшего атамана, в Туапсинский районный - аж в комнате смеха. Вот как было!
Но главная трудность - отсутствие кадров. Низкая заработная плата, плохие условия, повседневное общение с бедами людей - такая работы не особенно прельщала. К тому же на улице был июль 1991 года, работы хватало всем: и специалистам, и рабочим, и служащим.
К концу года в крае были созданы первые центры занятости населения с численностью сотрудников чуть более 250 человек. Через год, в 1993 году, их численность увеличилась в три раза и составила 700 человек. Несмотря на сложности с укомплектованием, в центрах занятости, куда все больше приходило людей, обиженных судьбою или чьим-то невниманием, высокомерием, появляются люди, обладающие прекрасной профессиональной подготовкой и хорошими организаторскими навыками.
К концу 1995 года численность сотрудников краевой службы занятости составила уже около 1200 человек, причем многие сотрудники имели высшее юридическое и экономическое образование, опыт работы с людьми. Две трети руководителей городских и районных центров занятости ранее работали на партийной, советской, комсомольской работе. Приходили люди с разными профессиями, специальностями, наклонностями, но у всех было одно желание - быть полезным людям хоть в чем-то. Подыскать работу по душе, помочь получить новую профессию, специальность - это уже что-то значит.
Краевая служба занятости с первых дней своего создания стремится воспитывать кадры на неразрывном единстве слова и дела, в духе высокой организованности и настойчивости в достижении поставленных задач. Петр Иванович Покотий, Татьяна Павловна Саенко, Нила Яковлевна Збитнева, Владимир Петрович Костин и многие другие умело и настойчиво воспитывают кадры на неразрывном единстве слова и дела, высокой организованности и исполнительности, умении настойчиво и последовательно выполнять возложенное на них ответственное государственное поручение. Они на своем личном примере учат молодые коллективы умению доводить до конца начатое дело, рационально распределять силы, проявлять высокую дисциплину и инициативу, при которой создаются предпосылки для достижения поставленной цели. Именно такой подход к делу характеризует стиль работы служб занятости городов Анапы, Геленджика, Усть-Лабинского, Кавказского, Новокубанского и некоторых других районов.
В 1995 году с помощью преподавателей и ученых Кубанского государственного университета была разработана и со временем утверждена "Комплексная система подготовки и повышения квалификации кадров центров занятости населения Краснодарского края".
Первый этап подготовки был рассчитан на два года, в течение которых необходимо было обучить 600 человек. Базовыми учебными заведениями стали Кубанский государственный университет, региональный центр переподготовки и повышения квалификации, учебные центры федеральной государственной службы занятости России и Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Полученные работниками знания закреплялись на семинарах, "круглых столах", в процессе деловых игр, тематических конференций.
По материалам книги О.А. Потапкина "Рынок труда"
Олег Анатольевич Потапкин (11.09.1938 – 29.06.2019) – 25 лет жизни отдал становлению и развитию на Кубани государственной службы занятости населения.
Под руководством Олега Потапкина в кратчайшие сроки в Краснодарском крае была создана новая структура – государственная служба занятости населения, укомплектованная высококвалифицированными кадрами, имеющая служебные помещения, оснащенные компьютерной техникой, для приёма безработных граждан и незанятого населения с целью оказания им содействия в трудоустройстве.
Именно по инициативе Олега Анатольевича в 1995 году впервые в России на Кубани была разработана и внедрена "Технология работы центров занятости населения в условиях автоматизированной обработки информации", которая легла в основу Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства России. Этот порядок используется в настоящее время в работе всех центров занятости населения.
За большой личный вклад в становление и развитие службы занятости населения Краснодарского края в день 80-летия Олег Потапкин награжден Благодарностью главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
С 1 января 2007 года полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения и защиты от безработицы переданы на региональный уровень. В систему органов исполнительной власти края включен департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края – самостоятельный орган власти, преобразованный из Управления федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю.
2002-2007
Руководитель Луговский Владимир Алексеевич
В деятельность службы занятости внедрен административный регламент, который устанавливает и детализирует порядок предоставления государственной услуги содействия специалистами службы занятости гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, определяет четкий порядок и расширяет возможности информирования населения края и работодателей.
В структуру краевой службы занятости входят 45 государственных учреждений Краснодарского края "Центры занятости населения городов и районов".
Все услуги службы занятости населения как для соискателей, так и для работодателей – бесплатны.
Обращаемость граждан в службу занятости выросла с 415 тыс. в 2002 году до 682 тыс. в 2007 году.
С 2004 года появился первый Мобильный центр занятости населения. На тот момент он был пятым в России и первым в ЮФО.
2007 год полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы переданы на осуществление с федерального на региональный уровень.
2007 год - первый год службы занятости (департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края) в системе органов исполнительной власти края.
Принят Закон от 28 июня 2007 года № 1258-КЗ "Об органах государственной службы занятости населения Краснодарского края".
2008-2015
С января 2008 года руководитель департамента государственной службы занятости Краснодарского края Мелких Игорь Владимирович.
В 2008 году департамент разработал пилотный проект долгосрочного прогноза потребности в кадрах на период до 2020 года.
В 2008 году стартовала краевая акция "Новые тимуровцы" (в рамках временного трудоустройства подростков помощь пожилым гражданам, инвалидам и ветеранам войны).
2008-2012 годы проведены 10 профориентационных акций в муниципалитетах "Вместе планируем профессиональный успех".
2010 год – службе занятости Краснодарского края было передано 40 новых Мобильных центров занятости на основе автомобиля Fiat Ducato и на основе автомобиля Газель.
Департаменту государственной службы занятости переданы функции по реализации мер государственной политики в области защиты трудовых прав граждан и охраны труда.
Первыми в России функции труда переданы в центры занятости населения.
На базе ГУ КК "Центра занятости населения города Сочи" создан Информационный центр по подбору кадров на объекты Олимпиады- 2014.
По заданию Правительства России специалисты фирмы Прайсуотерхаускуперс (PricewaterhouseCoopers), департамент труда и занятости Краснодарского края совместно с администрацией города-курорта Сочи разрабатывали прогноз потребности и обеспечения кадрами Олимпийских игр.
В начале 2011 года решением краевого Координационного совета по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда департамент труда и занятости населения был определен уполномоченным органом от администрации Краснодарского края по формированию прогноза потребности в квалифицированных кадрах.
С этого времени органы службы занятости совместно с муниципалитетами края стали ежегодно формировать прогноз потребности в кадрах на среднесрочный 5-летний период.
2010- 2014 год комплектование кадрами строительства и эксплуатации Олимпийских объектов.
Апрель 2015 года – первая Всероссийская неделя охраны труда в г. Сочи
С 2015 года запущен Интерактивный портал службы труда и занятости Краснодарского края.
С первого января 2016 года вступило в силу постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 № 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края", в соответствии с которым министерство социального развития и семейной политики реорганизовано путем присоединения к нему департамента труда и занятости населения.