Главная Пресс-центрИстория отрасли

Страницы истории службы занятости

Страницы истории службы занятости

Служба занятости края: вчера, сегодня, завтра

Как таковой, институт трудоустройства существует в России с 19 августа 1917 года, когда был первый государственный закон о биржах труда. Важность этого события в том, что этот документ положил начало переосмыслению от­ношений в сфере труда. Впервые в мире в целях защиты рабочих от увольнения было введено страхование от всех видов социального риска, в том числе от без­работицы, за счет взносов нанимателей. Но принятый закон носил, скорее, де­кларативный характер, поскольку история не дала времени для его реализации - грянула Октябрьская революция, вскоре и гражданская война. Разруха охва­тила всю Россию. За ней по пятам следовала безработица, не обошедшая сторо­ной и Кубань. Еще не затихла война, когда российское правительства, взявшее курс на подъем экономики, приняло 31 января 1918 года закон о биржах труда, которым вменялось в обязанность осуществлять обязательное трудовое посред­ничество при поступлении граждан на работу.

В декабре 1918 года был принять Кодекс законов о труде, впервые зако­нодательно закрепивший за каждым гражданином неотъемлемое право на труд. Здесь же вводится ранее никогда не употреблявшийся термин "безработный". Так именуются лица, не имевшие работу и зарегистрированные в местных от­делах по распределению труда.

История не сохранила, где и когда был зарегистрирован первый безра­ботный на Кубани. Но здесь, как и других провинциях России, активно дей­ствовали и биржи труда, и отделы по распределению рабочей силы. Об этом свидетельствует хотя бы документ, сохранившийся в архиве и датированный 28 декабря 1921 года. Из постановления № 19 Кубано-Черноморского исполни­тельного комитета по Отделу труда: "Ни одно учреждение, предприятие и хо­зяйство как государственное, так и кооперативное и частное, не имеет право принимать на службу иначе, как через Отдел труда".

7 ноября 1930 года газеты "Правда" провозгласила всему миру, что Со­ветская Россия окончательно избавилась от проклятого наследия капитализма - безработицы. В канун 23-й годовщины Великой Октябрьской революции в стране была закрыта последняя биржа труда".

В 1991 году Верховный Совет РФ принял Закон "О занятости населения в Российской Федерации, фактически открывший новую страницу в истории ста­новления отечественной службы занятости. Этим основополагающим докумен­тов было предусмотрено, что формирование служб занятости должно происхо­дить на базе существующих бюро по трудоустройству населения. Норма чис­ленности работников определялась из расчета на 100 тысяч населения - 13 че­ловек. Местным органам исполнительной власти было поручено оказать всяче­ское содействие в становлении государственной службы занятости.

Уже в июле 1991 года в крае на базах бюро по трудоустройству городов Краснодара, Сочи, Армавира, Новороссийска, Ейска были образованы город­ские центры занятости населения. Первыми директорами стали: в Краснодаре - Ладина Раиса Павловна, в Сочи - Кожура Николай Лукич, а Ейске - Титаров Николай Николаевич, в Новороссийске — Матвеев Иван Николаевич, человек высокого долга, открытой души, фронтовик, участник битв за Москву и Ста­линград. В ряды первопроходцев становятся отличные специалисты, люди с разными характерами, но единым устремлением - сделать все необходимое, чтобы помочь тем, кто попал в беду, встать на ноги, найти по душе работу. Доброе слово, внимание... А что еще нужно человеку?

К концу года создаются центры занятости в других городах и районах края. Процесс формирования проходил сложно. Все было в новинку - от труд­ных, не всегда понятных нормативно-правовых документов до специальных терминов. Многого не хватало, не было помещений, оборудования, мебели. Центры занятости размещались практически там, где было возможно. Так, например, в Ленинградском районе новую службу расселили в двух малюсень­ких комнатах местной бани. Выселковский центр занятости обосновался в ста­рой конюшне бывшего атамана, в Туапсинский районный - аж в комнате сме­ха. Вот как было!

Но главная трудность - отсутствие кадров. Низкая заработная плата, пло­хие условия, повседневное общение с бедами людей - такая работы не особен­но прельщала. К тому же на улице был июль 1991 года, работы хватало всем: и специалистам, и рабочим, и служащим.

К концу года в крае были созданы первые центры занятости населения с численностью сотрудников чуть более 250 человек. Через год, в 1993 году, их численность увеличилась в три раза и составила 700 человек. Несмотря на сложности с укомплектованием, в центрах занятости, куда все больше прихо­дило людей, обиженных судьбою или чьим-то невниманием, высокомерием, появляются люди, обладающие прекрасной профессиональной подготовкой и хорошими организаторскими навыками.

К концу 1995 года численность сотрудников краевой службы занятости составила уже около 1200 человек, причем многие сотрудники имели высшее юридическое и экономическое образование, опыт работы с людьми. Две трети руководителей городских и районных центров занятости ранее работали на партийной, советской, комсомольской работе. Приходили люди с разными профессиями, специальностями, наклонностями, но у всех было одно желание - быть полезным людям хоть в чем-то. Подыскать работу по душе, помочь полу­чить новую профессию, специальность - это уже что-то значит.

Краевая служба занятости с первых дней своего создания стремится вос­питывать кадры на неразрывном единстве слова и дела, в духе высокой органи­зованности и настойчивости в достижении поставленных задач. Петр Иванович Покотий, Татьяна Павловна Саенко, Нила Яковлевна Збитнева, Владимир Пет­рович Костин и многие другие умело и настойчиво воспитывают кадры на не­разрывном единстве слова и дела, высокой организованности и исполнительно­сти, умении настойчиво и последовательно выполнять возложенное на них от­ветственное государственное поручение. Они на своем личном примере учат молодые коллективы умению доводить до конца начатое дело, рационально распределять силы, проявлять высокую дисциплину и инициативу, при которой создаются предпосылки для достижения поставленной цели. Именно такой подход к делу характеризует стиль работы служб занятости городов Анапы, Геленджика, Усть-Лабинского, Кавказского, Новокубанского и некоторых других районов.

В 1995 году с помощью преподавателей и ученых Кубанского государ­ственного университета была разработана и со временем утверждена "Ком­плексная система подготовки и повышения квалификации кадров центров заня­тости населения Краснодарского края".

Первый этап подготовки был рассчитан на два года, в течение которых необходимо было обучить 600 человек. Базовыми учебными заведениями стали Кубанский государственный университет, региональный центр переподготовки и повышения квалификации, учебные центры федеральной государственной службы занятости России и Министерства труда и социального развития Рос­сийской Федерации. Полученные работниками знания закреплялись на семи­нарах, "круглых столах", в процессе деловых игр, тематических конференций.

По материалам книги О.А. Потапкина "Рынок труда"

 

Олег Анатольевич Потапкин (11.09.1938 – 29.06.2019) – 25 лет жизни отдал становлению и развитию на Кубани государственной службы занятости населения.

Под руководством Олега Потапкина в кратчайшие сроки в Краснодарском крае была создана новая структура – государственная служба занятости населения, укомплектованная высококвалифицированными кадрами, имеющая служебные помещения, оснащенные компьютерной техникой, для приёма безработных граждан и незанятого населения с целью оказания им содействия в трудоустройстве.

Именно по инициативе Олега Анатольевича в 1995 году впервые в России на Кубани была разработана и внедрена "Технология работы центров занятости населения в условиях автоматизированной обработки информации", которая легла в основу Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства России. Этот порядок используется в настоящее время в работе всех центров занятости населения.

За большой личный вклад в становление и развитие службы занятости населения Краснодарского края в день 80-летия Олег Потапкин награжден Благодарностью главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

С 1 января 2007 года полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения и защиты от безработицы переданы на региональный уровень. В систему органов исполнительной власти края включен департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края – самостоятельный орган власти, преобразованный из Управления федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю. 

2002-2007

Руководитель Луговский Владимир Алексеевич

В деятельность службы занятости внедрен административный регламент, который устанавливает и детализирует порядок предоставления государственной услуги содействия специалистами службы занятости гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, определяет четкий порядок и расширяет возможности информирования населения края и работодателей.

В структуру краевой службы занятости входят 45 государственных учреждений Краснодарского края "Центры занятости населения городов и районов".

Все услуги службы занятости населения как для соискателей, так и для работодателей – бесплатны.

Обращаемость граждан в службу занятости выросла с 415 тыс. в 2002 году до 682 тыс. в 2007 году.

С 2004 года появился первый Мобильный центр занятости населения. На тот момент он был пятым в России и первым в ЮФО.

2007 год полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы переданы на осуществление с федерального на региональный уровень.

2007 год - первый год службы занятости (департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края) в системе органов исполнительной власти края.

Принят Закон от 28 июня 2007 года № 1258-КЗ "Об органах государственной службы занятости населения Краснодарского края".

2008-2015

С января 2008 года руководитель департамента государственной службы занятости Краснодарского края Мелких Игорь Владимирович.

В 2008 году департамент разработал пилотный проект долгосрочного прогноза потребности в кадрах на период до 2020 года.

В 2008 году стартовала краевая акция "Новые тимуровцы" (в рамках временного трудоустройства подростков помощь пожилым гражданам, инвалидам и ветеранам войны).

2008-2012 годы проведены 10 профориентационных акций в муниципалитетах "Вместе планируем профессиональный успех".

2010 год – службе занятости Краснодарского края было передано 40 новых Мобильных центров занятости на основе автомобиля Fiat Ducato и на основе автомобиля Газель.

Департаменту государственной службы занятости переданы функции по реализации мер государственной политики в области защиты трудовых прав граждан и охраны труда.

Первыми в России функции труда переданы в центры занятости населения.

На базе ГУ КК "Центра занятости населения города Сочи" создан Информационный центр по подбору кадров на объекты Олимпиады- 2014.

По заданию Правительства России специалисты фирмы Прайсуотерхаускуперс (PricewaterhouseCoopers), департамент труда и занятости Краснодарского края совместно с администрацией города-курорта Сочи разрабатывали прогноз потребности и обеспечения кадрами Олимпийских игр.

В начале 2011 года решением краевого Координационного совета по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда департамент труда и занятости населения был определен уполномоченным органом от администрации Краснодарского края по формированию прогноза потребности в квалифицированных кадрах.

С этого времени органы службы занятости совместно с муниципалитетами края стали ежегодно формировать прогноз потребности в кадрах на среднесрочный 5-летний период.

2010- 2014 год комплектование кадрами строительства и эксплуатации Олимпийских объектов.

Апрель 2015 года – первая Всероссийская неделя охраны труда в г. Сочи

С 2015 года запущен Интерактивный портал службы труда и занятости Краснодарского края.

С первого января 2016 года вступило в силу постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 № 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края", в соответствии с которым министерство социального развития и семейной политики реорганизовано путем присоединения к нему департамента труда и занятости населения.