МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Постановление коллегии
20 октября 2015 года N° 5
г. Краснодар
Организация работы с семьями
На 1 января 2015 года в Краснодарском крае проживает свыше 752 000 семей, в которых воспитывается более одного миллиона детей (1 096 049 ребенка).
Полных семей - 502 714, неполных – 250 107, из которых в 3 тысячах семей детей воспитывают одинокие отцы. В 16 080 семей воспитывается 21 833 ребенка-инвалида (2% от общего количества детского населения края), 1721 семья находится в трудной жизненной ситуации (4 068 детей), 1096 семей - в социально опасном положении (2 292 ребенка).
Ежегодно увеличиваются средства, выделяемые бюджету Краснодарского края на оказание мер поддержки семей с детьми: с 598,3 млн. рублей в 2005 году до 5 миллиардов рублей в 2014 году.
С 2013 года при рождении третьего или последующих детей семьям предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 7495 руб. На сегодняшний день ее получают 22753 семьи.
При рождении с 1 января 2011 года третьего или последующего ребёнка краевым законодательством предусмотрена выплата краевого материнского (семейного) капитала, размер которого в 2015 году составляет 105 500 руб.
В 2015 году на предоставление материнского капитала предусмотрено 177 млн. руб.
Целый комплекс мер социальной поддержки предусмотрен для многодетных семей, благодаря которым их становится в крае все больше. Если в 2010 году их было 36 797 и в них проживало 121 430 детей, то на 1 октября 2015 года – 52 923 многодетных семьи воспитывают уже 174 066 детей.
Одним из главных направлений деятельности органов социальной защиты населения является сокращение числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и, конечно, социально опасном положении. Это задача носит межведомственный характер.
Вопросы семейного неблагополучия, организации профилактической работы неоднократно обсуждались на совещаниях всех уровней.
Проблемы до сих пор остаются, в частности:
- снятие семей с учета до устранения всех причин семейного неблагополучия;
- недостаточность межведомственного взаимодействия в устранении причин и условий семейного неблагополучия;
- оставление без внимания психологов нарушений межличностных отношений в семье (семья Тонких в городе Новороссийске, семья Бастрич в Абинском районе).
Отсутствие в плане индивидуальной профилактической работы мероприятий, направленных на оформление государственной социальной помощи, решение проблем трудоустройства, восстановления паспортов, свидетельств о рождении, регистрации, которые могли бы помочь семье решить соответствующие проблемы, является существенным недостатком.
В их решении могли бы помочь главы поселений, службы занятости населения, миграционные службы.
Необходимо активнее применять меры, направленные на реабилитацию детско-родительских отношений, улучшение ситуации в семье, использовать в работе с родителями и детьми восстановительные технологии, психологические методики и диагностики.
В текущем году органами социальной защиты населения и органами опеки и попечительства проводится работа более чем с 4 тысячами семей, воспитывающими более 7 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении (например, семьи Еременко и Михеевы из Динского района).
Проведенный анализ показал, что из общего количества состоящих на учете семей, лишь малая часть, около 5 % (около 150 семей), требует пристального, систематического внимания.
Однако по-прежнему острым остается вопрос раннего выявления неблагополучных семей.
Анализ работы с семьями показал, что управлениями социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в муниципальных образованиях края (далее – управления) семьи выявляются несвоевременно. Так, в Туапсинском районе за 9 месяцев 2015 года выявлено всего 4 семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, и 45 семей, которые уже находятся в социально опасном положении.
В 2015 году в ходе подворовых обходов выявлены и поставлены на учет около 1300 семей, из них 132 сразу в категорию социально опасное положение.
В текущем году социальными сиротами в результате лишения и ограничения родителей родительских прав стали более 400 детей (285 родителей лишены родительских прав, 168 – ограничены родительских прав).
Помещение детей в специализированные учреждения для несовершеннолетних – одна из форм профилактической работы, однако не все районы активно ее используют. Следует отметить недостаточную работу в данном направлении управлений в городе Горячий Ключ, Белоглинском, Калининском, Новопокровском, Староминском, Щербиновском районах.
Проведенные проверки показали несколько факторов недостаточной работы с семьями, в которых дети подверглись насилию:
- отсутствие психодиагностики семейных отношений на раннем этапе работы;
- неумение выделять первостепенные задачи в работе с семьей, имеющей конфликтные взаимоотношения;
- позднее информирование о выявленных случаях семейного неблагополучия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В 2015 году введена новая форма работы – "Час контроля", который включает:
- проверку личных дел семей СОП и ТЖС и анализ проведенной работы;
- заслушивание руководителей и сотрудников управлений социальной защиты населения, комплексных центров социального обслуживания населения, социально реабилитационных центров населения, органов опеки и попечительства в министерстве;
- определение путей решения проблемных вопросов в работе с семьями и в организации работы в целом.
Анализ работы с семьями показал основные проблемы низкого качества работы, отсутствия эффективности в деятельности органов социальной защиты населения края.
Осуществляется прием и отработка информации, поступающей на "Детский телефон доверия" с единым общероссийским номером, который функционирует на базе ГБУ КК "Краевой методический центр".
Согласно принятому алгоритму действий, все звонки из муниципального образования должны проверяться соответствующим образом.
В зоне повышенной ответственности – звонки детей о жестоком обращении с ними в семьях.
Одной из проблем является преждевременное снятие семей с учета. В 2014 году с учета в связи с улучшением ситуации было снято 2665 семей, из них 94 поставлены на учет повторно (3,5%) в 2015 году.
Анализ показал, что причины повторной постановки на учет оказались теми же, что и при первичной постановке. Следовательно, семьи были сняты с учета до устранения причин семейного неблагополучия.
Наибольший процент указанных случаев допущен в Щербиновском районе (10,7%), Успенском (10%), Динском (9,7%), Белореченском (9,6%), Каневском (9,4%).
Предоставление социальных выплат семьям с детьми – одно из основных направлений деятельности органов социальной защиты населения.
Через органы социальной защиты населения Краснодарского края из средств краевого бюджета выплачиваются:
- государственная социальная помощь малоимущим семьям;
- ежегодная денежная выплата многодетным семьям;
- субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг многодетным семьям;
- материнский семейный капитал;
- ежемесячная денежная выплата семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей;
- ежемесячное пособие на ребенка;
- социальная выплата в виде денежной компенсации на полноценное питание беременной женщине, кормящей матери, на ребенка до трех лет;
- обеспечение специализированными продуктами детского питания (бесплатно).
За 9 месяцев 2015 года государственную социальную помощь в виде социального пособия получили 65131 семья, воспитывающая 137107 детей, на сумму 518,7 млн. руб., из них 19582 многодетные семьи, воспитывающие 66520 детей, на сумму 187,5 млн. руб., государственную социальную помощь на основании социального контракта (на ведение личного подсобного хозяйства, на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, на поиск работы, на прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования) получили 336 семей, в том числе 279 семей с детьми, на 26,1 млн. руб.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N° 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае)" многодетным семьям предоставляются:
- ежегодная денежная выплата в размере 4112 руб. на каждого ребенка, предоставляемая равными долями поквартально; за 9 месяцев 2015 года произведено финансирование ежегодной денежной выплаты на общую сумму 536638,5 тыс. руб., которая выплачена на 190232 ребенка из 57646 многодетных семей;
- субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг, размер которой рассчитывается с учетом максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи в 15 процентов; в 2015 году субсидию получили 8095 многодетных семей на сумму 143429,5 тыс. руб.;
- при рождении (усыновлении) после 1 января 2011 года третьего ребёнка или последующих детей получение однократно материнского (семейного) капитала (2015 год – 105500 руб.).
Заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала подается не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей.
За истекший период 2015 года выдано 7826 уведомлений на материнский семейный капитал. Воспользовалось правом распоряжения средствами материнского (семейного) капитала 1 648 человек на сумму 132,3 млн. руб., в том числе 1517 семей направили средства регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий, 131 – на образование детей.
Учащимся общеобразовательных учебных организаций из многодетных семей предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда на городском транспорте (приобретение проездных билетов по льготной стоимости) (Закон Краснодарского края от 13 февраля 2006 года N° 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2015 годы").
В 2015 году на меры социальной поддержки по предоставлению льготного проезда учащимся из многодетных семей израсходовано 3310,6 тыс. руб., воспользовались правом 1278 учащихся. В 2015 году на указанные цели предусмотрено 5707,2 тыс. руб.
В дополнение к имеющимся мерам социальной поддержки с 2013 года в крае введена новая ежемесячная денежная выплата семьям в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей (Закон Краснодарского края от 1 августа 2012 года N° 2568-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан").
Ежемесячная денежная выплата осуществляется до достижения ребенком возраста трех лет.
Размер ежемесячной денежной выплаты составляет в 2015 году 7495 руб.
За 9 месяцев 2015 года расходы на предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей составили 1500660,9 тыс. руб. на 23670 детей, расходы на предоставление пособия составили 580341,4 тыс. руб., получили его 217476 семей на 366491 детей.
Размер ежемесячного пособия на ребенка составляет 170 руб., одинокой матери – 333 руб., на ребёнка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов и ребёнка военнослужащего – 246 руб.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 30 июня 1997 года N° 90-КЗ "Об охране здоровья населения Краснодарского края" выплачивается денежная компенсация на полноценное питание, размер которой составляет – 150 руб.
За 9 месяцев текущего года расходы на предоставление денежной компенсации составили 193763,9 тыс. руб. на 177877 получателей, специализированными продуктами детского питания обеспечено 12479 детей в возрасте до 6 месяцев (специализированные продукты детского питания начали предоставляться при рождении детей после 1 августа 2014 года).
Кроме того, за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N° 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплачиваются:
- единовременное пособие при рождении ребенка в размере 14497 руб. 80 коп. (15720 гражданам);
- ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком - 2718, 34 руб., за вторым и последующими детьми - 5436, 67 руб. (63108 гражданам);
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью – 14497 руб. 80 коп., при усыновлении братьев сестер, детей старше 7 лет, детей-инвалидов – 110775 руб. (1253 семьям);
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере 22958 руб. 78 коп. – (65 женам военнослужащих);
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере 9839 руб. 48 коп. (на 265 детей военнослужащих).
Всего за 9 месяцев 2015 года меры социальной поддержки оказаны на сумму 5,8 млрд. руб. (217476 семей с детьми).
Особое внимание уделяется соблюдению правил пожарной безопасности. В целях усиления мер пожарной безопасности в ночное время с мая 2013 года во всех подведомственных учреждениях с круглосуточным пребыванием граждан и их филиалах введены ставки специалистов по пожарной безопасности (около 400 человек) с графиком работы в ночное время.
Большинство учреждений с круглосуточным проживанием граждан ввели дополнительные ставки заместителя директора по вопросам пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, антитеррористической защищенности, охраны объектов и иных мер безопасности (далее – заместителя директора по пожарной безопасности), который осуществляет контроль за работой специалистов по пожарной безопасности, обеспечивающих безопасность учреждения в ночное время.
Кроме того, специалистами отдела обеспечения безопасности министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края (далее – министерство) проводятся проверки подведомственных учреждений с круглосуточным пребыванием граждан, в том числе в вечернее и ночное время.
Указанные проверки направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, проживающих в учреждениях социальной защиты населения и семейной политики, готовность персонала, участвующего в эвакуации, целенаправленным действиям в чрезвычайных ситуациях (в том числе, при возможных пожарах), поддержание требуемого противопожарного режима на объектах, подведомственных министерству.
График данных проверок согласовывается с министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В 2014 году проведено 23 вечерних и ночных проверок в учреждениях. По результатам проверок был выявлен ряд нарушений правил пожарной безопасности в действиях персонала учреждений, в связи с чем 5 директорам подведомственных учреждений были вынесены дисциплинарные взыскания в виде замечаний или выговоров. За истекший период 2015 года такие тренировочные эвакуации проведены в 21 подведомственном учреждении (2 директорам вынесены дисциплинарные взыскания).
Кроме того, специалисты отдела обеспечения безопасности министерства оказывают методическую и практическую помощь управлениям социальной защиты населения и подведомственным учреждениям по вопросам обеспечение требуемого уровня пожарной безопасности, в том числе, с выездом на объекты. За 9 месяцев текущего года такими выездами охвачено 12 муниципальных районов и городов, в них проверен 71 объект: город Армавир (3 объекта), город Краснодар (6 объектов), Апшеронский район (7 объектов), Ейский район (10 объектов), Кавказский район (7 объектов), Курганинский район (8 объектов), Лабинский район (9 объектов), Новопокровский район (3 объекта), Северский район (4 объекта), Славянск-на-Кубани (3 объекта), Тихорецкий район (8 объектов), Туапсинский район (3 объекта).
Также проводятся тематические и комплексные проверки управлений социальной защиты населения и подведомственных учреждений по вопросам исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности. За 9 месяцев 2015 года в 4 муниципальных образованиях проверено 11 объектов: город Армавир (6), Лабинский район (2), Ейский район (1), Туапсинский район (2).
Таким образом, в 2015 году специалистами отдела обеспечения безопасности министерства осуществлены выезды в 103 объекта социальной защиты населения.
Для выполнения первоочередных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в УСЗН и подведомственных учреждениях и устранению нарушений, предъявленных в предписаниях органов государственного пожарного надзора из краевого бюджета за шесть лет, начиная с 2009 года, было выделено 460,8 миллиона рублей:
- в рамках краевой целевой программы "Пожарная безопасность в Краснодарском крае на период до 2012 года": в 2009 году – 64,0 млн. руб., в 2010 году – 68,5 млн. руб., в 2011 году – 73,4 млн. руб., в 2012 году – 78,6 млн. руб.;
- по долгосрочной краевой целевой программе "Пожарная безопасность в Краснодарском крае на 2013-2016 годы" в 2013 году - 90,4 млн. руб.;
- в рамках подпрограммы "Пожарная безопасность в Краснодарском крае" государственной программы Краснодарского края "Обеспечение безопасности населения" (далее – подпрограмма): в 2014 году – 85,9 млн. руб., в 2015 году - 63,4 млн. руб.
Это позволило устранить не менее 15 тысяч нарушений правил пожарной безопасности.
Действенные меры, проводимые министерством в области пожарной безопасности, позволили досрочно выявлять и устранять нарушения норм пожарной безопасности в подведомственных учреждениях и управлениях социальной защиты населения, и, как результат, - с сентября 2015 года нет ни одного стационарного подведомственного учреждения, состоящего в реестре Прокуратуры Краснодарского края с не устраненными нарушениями правил пожарной безопасности.
Безусловным приоритетом для края является поддержка семьи и детей. Главная задача всех служб и ведомств - оказать помощь семье, в ситуации, когда люди нуждаются в особой защите государства.
С учетом вышеизложенного, коллегия министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края п о с т а н о в л я е т:
1. Признать работу министерства, управлений социальной защиты населения министерства в муниципальных образованиях, государственных учреждений, подведомственных министерству, в целом удовлетворительной.
2. Считать приоритетными направлениями деятельности органов социальной защиты населения и семейной политики Краснодарского края в 2015 году:
- своевременное предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством;
- организация работы на более качественном и профессиональном уровне по оказанию помощи многодетным семьям, малообеспеченным, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
- организация межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти (обмен данными и цифрами), однообразный учет детей, находящихся в многодетных семьях, малообеспеченных, семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении,
- систематизация законодательства в области предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
3. Органам социальной защиты населения:
- продолжить практику проведения внеплановых патронажей семей, состоящих на учете в управлениях социальной защиты населения. При выявлении детей, находящихся в опасности, принимать коллегиальное решение (совместно с сотрудниками полиции, опеки, при необходимости, здравоохранения и представителями администрации поселений) об оказании необходимой помощи;
- в преддверии зимнего отопительного периода совместно с представителями ГО и ЧС в муниципальных образованиях края провести дополнительные патронажи семей, состоящих на учете в управлениях социальной защиты населения, с вручением памяток по противопожарной безопасности;
- при организации отдыха и оздоровления детей, учитывать необходимость оздоровления детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении в летний период.
4. Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края проработать вопрос и организовать доведение доступным способом до сведения детей информации о "Детском телефоне доверия".
5. Рекомендовать органам опеки и попечительства муниципальных образований:
- принять к сведению информацию участников коллегии;
- продолжать осуществлять работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении по оказанию им соответствующей помощи с привлечением к данным мероприятиям казачества, общественных организаций;
- направить усилия на раннее выявление, устранение причин и условий, способствующих социальному сиротству, безнадзорности, правонарушениям несовершеннолетних, повышение качества индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и родителями;
- своевременно выявлять детей, проживающих в семьях и находящихся в ситуации, угрожающей их жизни или здоровью, или препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.
6. Руководителю управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Динском районе:
- продолжать работу с семьями, состоящими на учете в управлении в связи с трудной жизненной ситуацией;
- организовать решение вопроса о трудоустройстве Петрова Р.В. совместно с государственным казенным учреждением Краснодарского края "Центр занятости населения Динского района";
- принять к сведению и исполнению информацию участников коллегии об устранении всех причин семейного неблагополучия в случае снятия семьи с учета.
Председатель коллегии, министр Н.А. Губриева