Концепция долгосрочной краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2014 - 2018 годы»

Концепция долгосрочной краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2014 - 2018 годы" (подпрограмм "Дети и семья"; "Профилактика безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Одаренные дети Кубани", "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков")

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей краевой целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Краснодарского края

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N° 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей" развитие человека, в первую очередь несовершеннолетних детей, является одновременно основной целью и необходимым условием прогресса современного общества, а также важнейшим региональным приоритетом. Социальная защищенность населения Кубани является одним из важнейших индикаторов социально-экономического развития края как внутри страны, так и на международном уровне. Данный индикатор должен обеспечиваться необходимым объёмом и качеством предоставляемых услуг. В связи с этим, деятельность органов исполнительной власти Краснодарского края должна быть направлена на формирование среды, комфортной и доброжелательной для детей.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация ряда федеральных и краевых целевых программ, в том числе краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009-2013 годы. Из года в год увеличивается объем финансирования из средств федерального и краевого бюджетов социальных расходов, принимаются действенные меры социальной поддержки семей с детьми. Широко проводится широкомасштабная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, с 2011 года в крае действует единый телефон доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту.

В Краснодарском крае проживает свыше 1,0 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - свыше 290 тыс. человек (29%), в том числе: в социально опасном положении - 6,6 тыс. человек или 0,6% (в Российской Федерации - 489,5 тыс. детей или 1,7%), дети-инвалиды - свыше 16 тыс. человек или 1,6% (в Российской Федерации - 587 тыс. детей или 2,0%). Среди детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях края, 74,8% детей-инвалидов находится в интернатных учреждениях системы образования (детских домах и школах-интернатах), 21% - в домах-интернатах социальной защиты населения, 4,2% - учреждениях системы здравоохранения (домах ребенка). Указанные группы детей нуждаются, в первую очередь, в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.

Из года в год растет количество многодетных семей. Если по состоянию на 1 января 2011 года количество многодетных семей составляло 32 615 (107 422 ребенка), то на 1 января 2012 года в крае получателями пособий по линии органов социальной защиты населения является 34 371 многодетная семья (117 717 детей), что соответственно на 5,4% больше по сравнению с предыдущим годом.

На протяжении последних ряда лет численность малообеспеченных семей с несовершеннолетними детьми, проживающих на территории Краснодарского края, остается стабильно высокой. По данным управлений социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края по состоянию на 1 января 2012 года проживает 207 927 малообеспеченных семей, в них воспитывается 324 148 детей.

Трудная жизненная ситуация может быть обусловлена и наличием в семье ребенка-инвалида. В целом устойчивая тенденция сохранения общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья, низкий прожиточный уровень семей с детьми-инвалидами, снижение числа полных семей часто приводят данные семьи в группу риска, в силу чего необходимо постоянное совершенствование системы мер по социальной поддержке таких семей. В связи с тем, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспи­тывается в семье, работа реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями требует усиления семейно ориентированной профилактической направленности.

Значительным остается и число семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении.

Однако следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого социального явления преждевременно. К сожалению, для современной семьи характерны и такие негативные явления, как достаточно высокое количество разводов, рост алкоголизации родителей, снижение родительской ответственности за развитие, воспитание и образование детей, поэтому мероприятия подпрограмм должны быть направлены не только на расширение системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и на совершенствование ее деятельности, обеспечение доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.

Эти и многие другие факторы приобретают особое значение при подготовке края к проведению Олимпийских игр в 2014 году. Учитывая, что Краснодарский край является одним из привлекательных регионов для населения страны и миграционный приток населения превышает среднероссийский показатель почти в 5 раз, в ближайшее время можно прогнозировать увеличение числа мигрантов, в том числе детей. Исходя из этого, особое внимание необходимо уделить развитию сети учреждений для детей, совершенствованию форм и методов их работы в причерноморской зоне (г.г.Сочи, Туапсе, Новороссийск, Анапа).

Несмотря на постоянную работу по поддержке семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении, актуальными вопросами остаются:

  • профилактика социального неблагополучия семей с детьми, жесткого обращения с детьми, защита прав и интересов детей;
  • максимальное приближение социальных услуг к потребностям семей с детьми, находящихися в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении;
  • приведение условий проживания воспитанников учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также реабилитационных центров и социальных приютов в соответствие установленным требованиям;
  • создание условий для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
  • социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении:
  • совершенствование системы детского оздоровительного отдыха.

Долгосрочная краевая целевая программа "Дети Кубани" (далее – Программа) рассчитана на пять лет - с 2014 по 2018 годы, является одним из основных инструментов реализации государственной политики в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей, а также в формировании среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

Данная Программа является продолжением ранее действовавшей краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009-2013 годы.

Несмотря на достигнутые позитивные результаты, остается ряд проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые требуют решения на государственном уровне.

Принятые санитарные правила и требования, национальные стандарты Российской Федерации социального обслуживания населения, качества социальных услуг устанавливают жесткие требования к системе учреждений социального обслуживания и предоставляемых ими социальным услугам, обеспеченности учреждений квалифицированными специалистами, их профессиональной подготовке.

Большое внимание в крае уделяется организации культурного досуга детей и поддержки юных талантов. Так в 2011 году в рамках реализации мероприятий краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009-2013 годы  для различных категорий детей проведено более 130 тысяч различных мероприятий, а также Всероссийские и краевые фестивали, смотры, конкурсы, акции. Среди них: Всероссийский и краевой фестивали "Кубанский казачок", самый масштабный детский творческий проект в России - краевой фестиваль "Адрес детства - Кубань", краевой фестиваль "Кубанские просторы", краевой фестиваль творчества детей-инвалидов "Солнце в ладонях", недели детской и юношеской книги и многие другие.

Ежегодно в целях совершенствования исполнительского мастерства, поддержки одаренных детей проводятся различные фестивали и конкурсы профессионального мастерства среди учащихся учреждений дополнительного образования детей. В 2011 году было проведено 10 подобных мероприятий, в которых приняли участие более трех тысяч человек.

Однако, для достижения стабильно положительных результатов, такую работу необходимо проводить систематически.

К сожалению, в Краснодарском крае в области развития физической культуры и спорта остается ряд проблем. Негативно влияет на здоровье будущих поколений и обороноспособность страны, а также ведет к росту детского и подросткового алкоголизма, наркомании и преступности недостаточное привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Население края в большинстве своем остается пассивным (с точки зрения физической нагрузки) в отношении активного проведения свободного времени

Без комплексного решения основной проблемы программно-целевым методом как путем изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья детей и подростков еще более усугубится.

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков важная составляющая социального благополучия граждан. Одним из приоритетных направлений деятельности администрации Краснодарского края, органов исполнительной власти муниципальных образований края является создание условий для нормального содержательного отдыха детей, позволяющего организовать их свободное время. Необходимо продолжать целенаправленную работу по использованию всех возможностей для укрепления здоровья детей, наполнить каникулярное время содержательной деятельностью, направленной на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, их социальную адаптацию.

Реализация государственных полномочий края по организации оздоровления и отдыха детей в 2010 году позволила оздоровить более 27,5 тысяч детей, в 2011 году – более 40,5 тысяч, в 2012 году планируется оздоровить не менее 45 тысяч юных кубанцев.

Вместе с тем существует потребность в проведении ряда мероприятий, направленных на совершенствование нормативной правовой базы, организационного и методического обеспечения отдыха и оздоровления детей и подростков, а также мероприятий, направленных на развитие системы подготовки квалифицированных кадров для учреждений отдыха и оздоровления детей.

В связи с вышеизложенным отличие Программы от ранее действовавших краевых целевых программ будет состоять в следующем:

  • формирование среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей;
  • ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на про­филактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе семей с детьми-инвалидами;
  • увеличение адресной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • применение современных технологий и инноваций при решении про­блем семей с детьми в целом и детей, в частности;
  • улучшение качества жизни и здоровья детей;
  • формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;
  • обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на ее раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей;
  • обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • обеспечение прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемных семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, доступную среду;
  • формирование у населения понимания необходимости доброжелательного, сочувственного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, создание для детей данных категорий равных возможностей для развития и жизни;
  • вовлечение детей в регулярные занятия физической культурой и спортом, популяризация здорового образа жизни;
  • направленность целей и задач, а также мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых основными целевыми индикаторами и показателями Программы.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

За годы действия краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009-2013 годы программно-целевой метод доказал свою эффективность.

Проведена оптимизация сети учреждений социальной поддержки семьи и детей, предоставляющих социальные услуги семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении. В крае действует 20 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями, кризисный центр помощи женщинам, краевой психолого-методический центр и 37 специализированных учреждений для несовершеннолетних.

Более чем в 15 учреждениях социального обслуживания Краснодарского края (центры помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для детей и подростков, социальные приюты, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья) произведены работы по капитальному ремонту.

Реализация мероприятий программы позволила укрепить материально-техническую базу более чем в 20 учреждениях социального обслуживания Краснодарского края, из них 12-реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, 1 социальный приют, 3-социально-реабилитационных центра для детей и подростков т.д.

В крае действуют пункты предоставления реабилитационного оборудования, средств индивидуальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями (Каневской, Тбилисский, Новокубанский, Кущевский районы и город Армавир).

Увеличилось число семей, детей, получивших социальную помощь, психолого-педагогическую поддержку специалистов учреждений, а также прошедших курс реабилитации (специалистами центров социальной помощи семье и детям в 2009-2011 годах оказано около 3,5 млн. социальных услуг, обслужено более 770 тыс. человек, в службы экстренной психологической помощи по телефону поступило более 100 тыс. звонков, в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями обслужено более 40 тыс. несовершеннолетних, у 112 детей, прошедших реабилитацию, снята инвалидность). В целях формирования нравственных ценностей семьи и укрепления семейных традиций проведены социально значимые мероприятия, посвященные Международному дню семьи, Международному дню защиты детей, Дню семьи, любви и верности, Дню матери. Организованы новогодние и рождественские праздники, приобретено порядка 40 тыс. подарков для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Состоялись зональные встречи воспитанников государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей в рамках тематических программ социальной реабилитации несовершеннолетних. В центрах социальной помощи семье и детям проведено более 2,5 тыс. социально значимых мероприятий, в которых приняли участие более 48 тыс. человек, в том числе - 34 тыс. несовершеннолетних.

В рамках программы оказана адресная социальная помощь семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в течение 2009-2011 годов эту выплату в общем объеме 91 млн. рублей получили более 42 тыс. семей, свыше 86 тыс. детей. За предыдущие годы действия краевой целевой программы "Дети Кубани" данная мера социальной поддержки хорошо зарекомендовала себя. Адресная социальная помощь является дополнительной мерой социальной поддержки, и позволяет получить малообеспеченным семьям с детьми материальную поддержку.

В таблице приведен сравнительный анализ по выплате адресной социальной помощи за три последних года.

 

2009 год

2010 год

2011 год

Численность семей, получивших адресную помощь

11852

14292

16444

Сумма адресной помощи, в млн. рублей

26,4

31,3

33,0

Средний размер выплаты на семью, рублей

2227,5

2190,0

2006,8

Процент охвата малообеспеченных семей с детьми данной мерой соц. поддержки, %

4,8

6,2

7,9

Численность семей, воспитывающих тройни

79

83

88

Численность детей в семьях, воспитывающих тройни, чел.

238

250

256

Сумма адресной помощи, в млн. рублей

1,8

1,0

1,1

Из таблицы видно, что процент семей, получивших адресную социальную помощь, из года в год остается очень низким и не превышает 8% от общего количества малообеспеченных семей с детьми, проживающих в крае.

При увеличении количества семей, получивших адресную социальную помощь, уменьшается средний размер выплаты, приходящийся на семью.

То же происходит и с новогодними подарками для детей из малообеспеченных семей. Охват новогодними подарками детского населения в возрасте от 3 до 14 лет на протяжении последних лет за средства краевого бюджета остается стабильно низким и не превышает 6% детского населения (в 2010 году – 4,8%, в 2011 году – 5,3%), что способствует усилению социальной напряженности среди населения.

Ежегодно оказывается адресная помощь семьям, воспитывающим детей-тройняшек, на эти цели за 2009-2011 годы выделено 3,9 млн. рублей, помощь получили в 2009 году – 78 семей, в 2010 году – 83 семьи, в 2011 году –  88 семей. При этом число детей увеличивается, а сумма средств уменьшается.

За годы действия программы ообеспечены выплаты премий администрации Краснодарского края: 120 премий людям с ограниченными возможностями, 45 единовременных поощрений многодетным матерям, награжденным Почетными дипломами главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Уменьшилось число беспризорных и безнадзорных детей, детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, на 1,2 тыс. человек, удельный вес таких детей составляет 0,6% от числа детей, проживающих в крае.

Данные результаты стали возможными благодаря взаимодействию органов системы профилактики безнадзорности, своевременно принятым мерам по выявлению "кризисных семей", ранней профилактике семейного неблагополучия центрами социальной помощи семье и детям, приближению социальных услуг к наиболее уязвимым группам населения, прежде всего, к семьям с несовершеннолетними детьми, помещению детей в специализированные учреждения, профессионально подобранным формам и методам индивидуальной реабилитации.

Удалось охватить различными формами отдыха, оздоровления, занятости порядка 80 тыс. детей различной категории, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных и многодетных семей, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Повысили свой профессиональный уровень специалисты, осуществляющие социальное обслуживание семьи и детей, индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, комплексную реабилитацию детей-инвалидов. Приобретены и изданы методические материалы по организации реабилитационного процесса в государственных учреждениях социального обслуживания семьи и детей, материалы научно-практических конференций.

Для 1437 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, решена проблема с жильем (приобретено, построено). Однако в связи с увеличением числа граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на льготном учете в качестве нуждающихся в жилье до 1000 человек ежегодно необходимо увеличить финансирование указанных мероприятий до 3 000,0 млн. рублей ежегодно. В крае по состоянию на 1 апреля 2012 года число вышеуказанных граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье составляет 3339 человек, по прогнозным показателям в 2013 году – 6833, в 2014 году – 6871, в 2015 году – 7871, в 2016 году – 8871, в 2017 году – 9871, в 2018 году – 10871 человек.

Резкое увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на льготный жилищный учет, связано с тем, что из детских домов и школ-интернатов края выпускается категория детей, направленная в эти учреждения в конце 90-х годов, когда жилье за ними не закреплялось, и родители которых находились в трудной жизненной ситуации. Кроме этого, стали проявлять большую активность граждане, достигшие возраста старше 23 лет, восстанавливающие свое право на жилье в судебном порядке.

В целях сокращения числа граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилье необходимо увеличить финансирование мероприятий по единовременному выделению пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на государственную регистрацию права собственности (права пожизненного наследуемого владения), за исключением жилых помещений, приобретенных за счет средств краевого бюджета" до 400 000 рублей ежегодно и до 20 000 000 рублей ежегодно на финансирование мероприятий по единовременному выделению пособия на ремонт жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на праве собственности, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, приемных семьях, семьях опекунов (попечителей), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при их возвращении в указанные жилые помещения.

В основу расчетов заложена нуждаемость и целесообразность проведения ремонтных работ жилых помещений, принадлежащих указанным лицам, к моменту возвращения последних из интернатных учреждений и замещающих семей, исходя из заявок муниципальных образований края.

В Краснодарском крае действует государственное бюджетное учреждение детский оздоровительный лагерь санаторного типа круглогодичного действия г. Апшеронска и 22 государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих образовательную деятельность, в которых круглосуточно пребывает 1115 воспитанников (для сравнения – в 2008 году в 40-ка учреждениях воспитывалось 2580 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Каждый второй ребенок (523 чел.) – воспитывается в учреждениях с ограниченными возможностями здоровья (дети с образовательным маршрутом VIII вида – умственная отсталость), каждый шестой – в специальных (коррекционных) учреждениях для детей с задержкой психического развития (228 чел.), а каждый третий (362 чел.) – ребенок-инвалид.

С 1 сентября 2012 года в 22 детских домах и школах-интернатах будет воспитываться около 980 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Благодаря комплексу проводимых мероприятий, тесному межведомственному взаимодействию и мерам государственной поддержки замещающих семьей удалось уменьшить количество детей, направляемых в государственные казенные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 году в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было определено 252 ребенка, что составляет 14,2% от вновь выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отчетный период. В 2010 году в учреждения было определено 230 детей (12,7%). В 2009 году таких детей было 262 (11,5%). Как и в предыдущие годы, это дети подросткового возраста и имеющие ограниченные возможности здоровья.

В 2009 году впервые был достигнут результат, когда численность детей, воспитывающихся в приемных семьях, вдвое превысила число воспитанников государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в приемных семьях 3286 чел., в интернатных учреждениях 1507 чел.).

В 2010 году этот показатель утроился (в приемных семьях – 3831 чел., в интернатных учреждениях – 1221 чел.), в 2011 году численность детей в приемных семьях достигла 4302 человека, тогда как в интернатных учреждениях на 1 января 2012 года содержалось 1065 воспитанников. Таким образом, численность детей в приемных семьях в 4 раза выше, чем численность воспитанников в интернатных учреждениях.

На протяжении последних пяти лет число детей-инвалидов, проживающих в Краснодарском крае, остается стабильно высоким, по данным отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю на Кубани на 1 января 2012 года насчитывается 16 942 ребенка-инвалида.

В образовательных учреждениях обучаются и воспитываются 500265 детей, среди них 7512 человек (1,5%) - дети-инвалиды. Более 3,7 тысячи детей-инвалидов находятся на домашнем обучении по индивидуальным программам. Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов позволит обеспечить доступ детей этой категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, будет способствовать созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости, а значит - их успешной социализации и интеграции в общество.

В государственных учреждениях социального обслуживания состоит на учете и обслуживании более 42% детей-инвалидов от числа проживающих в крае. В среднем за год на базе государственных учреждений социального обслуживания получают помощь более 7000 детей-инвалидов из 6800 семей.

Около 90% обслуженных семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями, относятся к категории малообеспеченных, большинство из них проживает в сельских поселениях края. Низкий прожиточный уровень семей с детьми-инвалидами, снижение числа полных семей, имеющих детей-инвалидов, приводит эти семьи в группу риска.

В числе проблем этих семей, наряду с обеспечением детей-инвалидов необходимой медицинской помощью, средствами лечения и реабилитации, отмечаются недостаточные возможности социальной инфраструктуры для успешной адаптации и интеграции детей в социуме и отсутствие у родителей педагогической компетентности и навыков воспитания, реабилитации и обучения детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.

В целях решения перечисленных проблем в Краснодарском крае с середины 90-х годов создается и развивается сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.

В настоящее время создана разветвленная сеть из 20 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, действующих в 19 муниципальных образованиях края (до 2011 года в крае действовало 11 реабилитационных центров, 19 отделений в структуре других типов учреждений).

Следует отметить различные условия создания и формирования материально-технической базы учреждений, большинство из них размещаются в приспособленных зданиях бывших детских садов, профилакториев, которые в настоящее время не в полной мере соответствуют действующим санитарным нормам и требованиям к условиям размещения учреждений.

Благодаря действию краевых целевых программ, основной целью которых является улучшение положения и качества жизни детей и подростков, находят свое решение проблемы детей, возникающие в новых социально-экономических условиях, что в свою очередь доказывает эффективность использования программно-целевого метода.

За годы реализации краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009-2013 годы  удалось найти принципиально новые механизмы осуществления государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возникли и динамично развиваются новые институты поддержки детей и семей с детьми, направленные на предупреждение, профилактику и решение проблем социального неблагополучия. Получили развитие перспективные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семейную среду.

Будущее любой страны определяется благополучием и здоровьем детей. Чем хуже качество жизни детей, тем выше риск роста в будущем масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, роста социальной напряженности и экономической нестабильности. Предотвращение и ослабление негативных тенденций является одной из ключевых задач государственной политики в отношении детей.

Опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших целевых программ, наличие не решенных в рамках предыдущих программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в Краснодарском крае подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.

Сегодня 20% населения Краснодарского края – несовершеннолетние дети. К сожалению, 34% из них проживают в малообеспеченных семьях и семьях "группы социального риска" - неполных, многодетных, в семьях одиноких отцов и матерей. Характер семейного неблагополучия изменился. Увеличивается количество педагогически несостоятельных родителей, безответственно относящихся к родительским обязанностям. Растет уровень алкоголизации населения, особенно в отдаленных поселениях, не обеспеченных социальной инфраструктурой, рабочими местами. Сегодня предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних – одна из актуальнейших проблем. Поэтому очень востребованными остаются специализированные учреждения социального обслуживания: социальные приюты и социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Большая часть из них создавалась в 90-е годы, в период значительного роста безнадзорности и беспризорности детей. Учреждения создавались в срочном порядке в муниципальных образованиях края на базе приспособленных помещений (бывшие детские сады, бани и прочие пристройки, эксплуатируемые длительное время (некоторые – с 1903-1906 года). Проделанная работа принесла свои результаты. Безнадзорные дети нашли в указанных учреждениях кров, еду, заботу, получают необходимую помощь специалистов. Ежегодно в специализированных учреждениях Краснодарского края курс социальной поддержки получали свыше шести тысяч несовершеннолетних. Поставленные цели были достигнуты – на улицах края не стало бродяжничающих детей.

Однако созданная система учреждений на сегодняшний день перестала соответствовать уровню возросших требований к условиям проживания воспитанников. Действующие учреждения, в основной массе, не имеют достаточных площадей спальных, игровых помещений, оборудованных кабинетов специалистов. Здания, пищеблоки, а также системы жизнеобеспечения нуждаются в проведении капитальных ремонтных работ. Территории учреждений не благоустроены и не обеспечены необходимым количеством игровых, спортивных площадок, теневых навесов.

Сложность организации воспитательного и реабилитационного процесса в указанных учреждениях состоит в том, что достижение успехов в социализации воспитанников сопряжено с решением проблем по преодолению их педагогической и социальной запущенности.

Для успешного решения этой задачи необходимо совершенствование педагогической, воспитательной работы, поиск эффективных технологий, методов и приемов, организации работы по раннему выявлению семей с детьми, нуждающихся в помощи государства и своевременному оказанию социальной поддержки.

Стратегической целью развития системы социального обслуживания семьи и детей в крае должно стать создание условий для безопасного и полноценного воспитания детей, обеспечение высокого уровня и качества жизни детям, оставшимся без попечения родителей, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе социально опасном положении.

Большое внимание в крае уделяется работе по организации отдыха и оздоровления детей. Оздоровление в детских санаториях, санаториях для детей с родителями, санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия позволяет поправить здоровье детей за счет использования не только природно-климатических факторов, но и лечебной базы здравниц.

Использование данной формы дает возможность значительно улучшить здоровье детей, предупредить развитие хронических заболеваний, а также, за счет оздоровления по программе "Мать и дитя", способствует укреплению института семьи. Совместный отдых детей с родителями благоприятно сказывается на дальнейшем психологическом развитии ребенка.

Дети Краснодарского края получают полноценное санаторно-курортное лечение и оздоровление в загородных стационарных лагерях, а также участвуют в туристических походах, знакомятся с историческим и культурным наследием Кубани.

Эти меры позволили не только оздоровить детей, но создали благоприятные обстоятельства по предупреждению асоциального поведения детей в период летних каникул.

В рамках Программы осуществляются выплаты частичной компенсации затрат стоимости самостоятельно приобретенных путевок родителям и организациям. Мероприятия, связанные с информированием населения Краснодарского края о возможности компенсировать часть затрат на отдых и оздоровление детей, позволили в 2011 году увеличить количество заявок от юридических лиц. Около 200 руководителей предприятий запланировали приобретение путевок для детей своих сотрудников. Это позволит не только увеличить число оздоровленных детей, но и более эффективно использовать бюджетные средства, направляемые на оздоровление детей.

В таблице приведен сравнительный анализ по количеству осуществленных выплат за приобретенные путевки родителям и организациям:

2011 год

2012 год (прогнозный показатель)

2900

не менее 3000

Из таблицы видно, что количество выплат ежегодно увеличивается.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших краевых целевых программ, наличие не решенных в рамках предыдущих целевых программ проблем подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей, проживающих на территории Краснодарского края, в рамках программы.

При этом невозможность комплексного решения проблемы детства без использования программы обусловлена рядом объективных причин:

  • многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию бла­гоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей;
  • необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполни­телям;
  • необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов.

Актуальность краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2014 - 2018 годы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия имеющихся проблем детства, необходимости обеспечения реализации федеральной целевой программы "Дети России" на 2013-2020 годы, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Применение программно-целевого метода в решении проблем и создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.

Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию бла­гоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, решению проблем неблагополучия семей с детьми, формированию среды комфортной и доброжелательной для жизни детей.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Программа является инструментом налаживания взаимодействия, вы­работки общих подходов органов государственной власти Краснодарского края к реализации эффективных мер по социальной поддержке и улучшению положения детей и семей с детьми.

Реализация мероприятий Программы требует консолидации сил всего общества.

Вероятными последствиями отказа от использования программно- целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей могут стать:

  • разрозненные усилия органов исполнительной власти, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих перед государством задач в этой области;
  • распыление средств бюджетов всех уровней, незначительное привле­чение средств внебюджетных источников для решения проблем детей;
  • высокий уровень материнской, младенческой и детской смертности, значительно превышающий аналогичные среднеевропейские показатели;
  • прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и под­росткового возраста;
  • снижение уровня выявления, развития и адресной поддержки одарен­ных детей, способствующих сохранению национального генофонда страны, формирующих будущую высокопрофессиональную элиту в сфере науки и техники, культуры и искусства;
  • рост числа безнадзорных и беспризорных детей, увеличение количества правонарушений среди несовершеннолетних;
  • увеличение числа семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении;
  • рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, в том числе за счет усиления вторичной волны социального сиротст­ва, вызванной неадекватной социализацией, социальной незащищенностью выпускников учреждений интернатного типа;
  • увеличение доли детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях интернатного типа;
  • ухудшение условий интеграции детей-инвалидов в общество, увели­чение числа детей-инвалидов, проживающих в специализированных детских учреждениях;
  • неэффективное использование средств краевого бюджета, выделенных на организацию оздоровления и отдыха детей.

Отсутствие программно-целевого метода в реализации государствен­ной политики в интересах одаренных детей не позволит обеспечить необхо­димый уровень их поддержки, оказания им профессиональной, психологиче­ский и педагогической помощи для всестороннего развития.

Отказ от использования программно-целевого метода также не позво­лит обеспечить комплексное решение проблем безнадзорности и беспризор­ности, создание условий для эффективной социальной реабилитации и адап­тации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и развитие новых форм профилактической работы с семьей и детьми. Представляется пробле­матичным также обеспечить дальнейшее развитие различных форм занятости "трудных" подростков, склонных к совершению противоправных действий и представляющих реальную угрозу создания криминогенной обстановки в летнее время.

Вероятными последствиями отказа от использования программно- целевого метода при решении вопросов социальной и трудовой реабилита­ции несовершеннолетних может быть увеличение количества повторных правона­рушений среди несовершеннолетних, а также снижение эффективности рабо­ты по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности детей-сирот, сокращению числа детей, оставшихся без попечения роди­телей, передаваемых в семьи.

Отсутствие программно-целевого метода в реализации государственной политики по организации оздоровления и отдыха детей не позволит обеспечить необходимый качественный уровень получаемых услуг.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей и семей с детьми в Краснодарском крае, а также формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей, что, в конечном итоге, должно привести к улучшению демографической ситуации и укреплению интеллектуального потенциала страны, сохранению и поддержанию основных параметров жизнедеятельности детей.

Вместе с тем выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем, больше всего отражающихся на семейном благополучии. Это приведет к росту социального сиротства, увеличению количества правонарушений среди несовершеннолетних, росту численности беспризорных и безнадзорных детей, росту количества малообеспеченных семей.

Кроме того, под рисками следует понимать уменьшение финансирования расходов на отдых и оздоровление детей и ежегодное увеличение стоимости путевок, а, следовательно, уменьшение количества путевок, которые можно будет приобрести для детей Краснодарского края.

Проблемы реабилитации и интеграции детей-инвалидов могут быть решены только последовательными комплексными усилиями на всех уровнях государственного устройства в координации с институтами гражданского общества, семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской инвалидности, ухудшению положения детей-инвалидов, увеличению числа детей, помещенных в дома-интернаты.

К числу значительных рисков необходимо отнести риски бюджетного недофинансирования Программы. Финансирование Программы в полном объеме позволит достичь заявленных целей; частичное финансирование Программы не позволит системно усовершенствовать и модернизировать сферу социального обслуживания детей (детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении), и тем самым в полной мере реализовать государственную политику социально-экономического развития по данному вопросу.

В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся действий по улучшению положения детей и повлекут увеличение расходов в будущем для достижения современного уровня функционирования системы социального обслуживания семьи и детей, культуры, образования, физической культуры и спорта.

В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных вопросов программно-целевым методом приведет к инерционному развитию системы улучшения качества жизни и здоровья детей, что может стать причиной снижения темпов социально-экономического развития края.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Программа предусматривает достижение целей к концу 2018 года. С учетом того, что в рамках Программы ежегодно решаются аналогичные задачи, целесообразно отдельными этапами реализации Программы определять календарный год. По итогам года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.

6. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации краевой целевой программы по годам

Целями Программы "Дети Кубани" на 2014 -2018 годы являются: создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей; государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении; развитие и оптимизация сети государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей; обеспечение доступности и качества социальных услуг; приближение социальных услуг к потребностям семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении, в том числе на основе развития отделений профилактики семейного неблагополучия, мобильных бригад "Скорой семейной помощи"; создание условий для безопасного и полноценного воспитания детей, обеспечение высокого уровня и качества жизни детей, оставшихся без попечения родителей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Задачами Программы являются:

  • профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;
  • развитие, оптимизация сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также реабилитационных центров и социальных приютов;
  • приведение условий проживания воспитанников специализированных учреждений в соответствие установленным требованиям (по соблюдению санитарно-гигиенических норм, правил противопожарной, антитеррористической безопасности и др.);
  • создание условий для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
  • совершенствование системы детского оздоровительного отдыха.
  • профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении;
  • повышение качества оказываемых социальных услуг; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • проведение реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе;
  • активизация пропаганды занятий физической культурой и спортом как неотъемлемой части здорового образа жизни;
  • создание благоприятных условий для социокультурного, творческого развития детей, развитие государственных учреждений культуры, обеспечение доступности и качества предоставляемых ими услуг;
  • формирование среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

Достижение указанных целей и задач будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.

Предлагается в рамках Программы выделить подпрограммы "Дети и семья", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты". "Одаренные дети Кубани", "Ор­ганизация отдыха, оздоровления и занятости детей".

Подпрограмма "Дети и семья" обеспечит комплексное решение про­блем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на раннем этапе выявления семейного неблагополучия.

Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно- нравственных традиций семейных отношений;
  • воспитание позитивной гражданской позиции граждан в отношении ответственного родительства, реализуемой через средства массовой информации;
  • реализация мероприятий, направленных на обеспечение социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми;
  • развитие системы консультативной и психологической поддержки се­мьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилак­тики семейного неблагополучия, в том числе на ранней стадии выявления семейного кризиса, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • пропаганда ценностей семьи, имеющих несколько детей, а также раз­личных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения роди­телей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со ста­бильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родите­лей;
  • повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;
  • обеспечение доступности социальной и культурной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • создание условий для творческого развития и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;
  • внедрение современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" направлена на социальную поддержку семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, а также создание условий для безопасного и полноценного воспитания детей, обеспечение высокого уровня и качества жизни детям, оставшимся без попечения родителей и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривает решение следующих основных задач:

  • развитие и оптимизация деятельности государственных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации для обеспечения доступности социальной реабилитации и адаптации детей;
  • приведение условий проживания воспитанников специализированных учреждении в соответствие установленным требованиям (по соблюдению санитарно-гигиенических норм, правил противопожарной, антитеррористической безопасности и др.);
  • развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • развитие автоматизированных информационных систем по работе с несовершеннолетними;
  • повышение эффективности психологической и коррекционно-педагогической работы в учреждениях, психолого-педагогическая коррекция поведения несовершеннолетних, их духовно-нравственное воспитание;
  • совершенствование технологий социальной реабилитации (бытовой, психолого-педагогической, социокультурной и физкультурно-оздоровительной);
  • раннее выявление семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении, оказание им социальных услуг, способствующих устранению причин семейного неблагополучия;
  • проведение широкой информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми;
  • правовое просвещение несовершеннолетних;
  • обеспечение реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидов, жестокого обращения с детьми;
  • обеспечение условий качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров, работающих с детьми и их семьями;
  • повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми;
  • организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в специализированных учреждениях закрытого типа, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по выходу (освобождению) из учреждения.

Подпрограмма "Дети-инвалиды" предусматривает решение следую­щих задач:

  • социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
  • содействие ресурсному обеспечению реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями в целях приведения в соответствие с действующими санитарно-гигиеническими нормами, требованиями к условиям размещения учреждений и пожарной безопасности;
  • обеспечение территориальной доступности к комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • внедрение методик социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи;
  • внедрение современных технологий, в том числе включающих использование автоматизированных информационных систем, в комплексную реабилитацию в целях максимального развития умственных и физических возможностей детей-инвалидов;
  • снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования;
  • обеспечение прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, доступную среду;
  • создание условий для творческого развития и социокультурной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование в сознании населения понимания о необходимости доброжелательного, толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Подпрограмма "Дети-сироты" предусматривает решение следующих задач:

  • снижение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспече­ние;
  • увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью, а также обеспечить эффек­тивную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию в общество, в том числе посредством творчества и искусства;
  • обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе;
  • создание в учреждениях для детей-сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и воспитания;
  • увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям;
  • формирование в сознании населения понимания о необходимости доброжелательного, толерантного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

Подпрограмма "Одаренные дети Кубани"" предусматривает решение следующих задач:

  • создание и дальнейшее совершенствование государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, направленной на сохранение национального генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
  • обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей;
  • формирование информационной базы данных о талантливых и одарен­ных детях школьного возраста с целью мониторинга их дальнейшего лично­стного и профессионального самоопределения;
  • дальнейшее развитие системы краевых конкурсных мероприятий по вы­явлению одаренных детей;
  • разработка и внедрение инновационных технологий по выявлению и ад­ресной поддержке одаренных детей, в том числе проживающих в сельской местности.

Подпрограмма "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" предусматривает решение следующих задач:

  • организация отдыха и оздоровления детей на базе оздоровительных учреждений Краснодарского края;
  • профилактика заболеваний, формирование у детей навыков здорового образа жизни;
  • развитие творческого потенциала детей и подростков;
  • обеспечение организации летних каникул как продолжения образовательно-воспитательного процесса;
  • организация свободного времени детей через различные формы отдыха, оздоровления и занятости.

Данные о количестве приобретенных путевок для оздоровления детей по программе "Дети Кубани" на 2009-2013 годы

 

2011 год

2012 год (прогнозируемый показатель)

Число детей, оздоровленных в загородных оздоровительных лагерях, чел.

22234

23752

Число детей, оздоровленных в детских санаториях, чел.

12891

15040

Число детей, оздоровленных в санаториях в сопровождении родителей (законных представителей), чел.

3013

1745

Число детей, оздоровленных в бальнеолечебницах

700

1760

Число оздоровленных детей в туристских походах, чел.

1749

2416

Всего оздоровлено детей, чел.

40587

44313

Из таблицы видно, что охват детей различными формами отдыха ежегодно увеличивается. Уменьшение отмечается только по одному показателю – санаторно-курортное лечение детей в сопровождении родителей.

Пояснение: в нормативно-правовую базу, регламентирующую отдых и оздоровление детей в Краснодарском крае, внесены изменения – ограничен возраст детей. Теперь только дети с 4 до 6 лет (включительно) направляются на оздоровление в сопровождении родителя (законного представителя), исключение составляют дети с ограниченными возможностями - до 17 лет (включительно).

Эффективность Программы определяется на основе системы целевых индикаторов и показателей, позволяющей оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям развития организации социального обслуживания и социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и определить ее влияние на социально-экономическое развитие Краснодарского края.

Все целевые индикаторы и показатели соответствуют целям и задачам вышеуказанных подпрограмм.

Целевыми индикаторами, позволяющими оценить ход реализации Программы по годам, будут являться:

N° п\п

Наименование показателя

Единица измерения

Плановый показатель

2014

2015

2016

2017

2018

1.

Удельный вес несовершеннолетних, возвращенных в физиологическую семью и определенных в замещающую семью (от общего количества несовершеннолетних, прошедших курс социальной реабилитации)

%

90,5

91,0

91,5

92,0

92,5

2.

Удельный вес безнадзорных детей от общей численности детского населения в крае

%

0,39

0,37

0,36

0,35

0,34

3.

Расширение коечной сети, улучшение условий проживания воспитанников государственных казенных учреждений социального обслуживания Краснодарского края (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков)

количество мест

1173

1193

1203

1369

1369

4.

Доля подростков в возрасте старше 11 лет в общем количестве обслуженных в условиях круглосуточного пребывания в учреждениях

%

36,0

37,0

38,0

39,0

40,0

5.

Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей

единицы

63

63

63

63

63

6.

Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получившими реабилитационные услуги в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (от общего количества нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами, проживающих в крае)

%

44,5

44,6

44,7

44,8

44,9

7.

Число детей, получивших дополнительные меры социальной поддержки (оздоровление, социально-значимые мероприятия, адресная социальная помощь, новогодние подарки и т.д.)

тысяч человек

53,4

53,4

53,4

53,4

53,4

8.

Обеспечение выплат (премий) людям с ограниченными возможностями здоровья

человек

40

40

40

40

40

9.

Обеспечение выплат (премий) многодетным матерям

человек

15

15

15

15

15

10.

Количество отделений профилактики семейного неблагополучия в учреждениях социального обслуживания населения

единицы

51

51

51

51

51

11.

Доля оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (от общего числа детей, подлежащих оздоровлению)

%

54

54

54

54

54

10.

Число оздоровленных детей-участников детских творческих коллективов (в рамках финансирования программы)

человек

500

500

500

500

500

12.

Количество фестивалей, конкурсов, соревнований, олимпиад и иных мероприятий, проведенных для выявления и поддержки талантливых, одаренных детей в учреждениях образования

единиц

68

70

72

74

75

13.

Число участников детских клубных формирований (в возрасте до 14 лет)

тысяч человек

129,697

129,9

130,1

130,3

130,5

14.

Число детей, обучающихся в детских школах искусств, детских музыкальных и художественных школах

тысяч человек

61,41

61,44

61,47

61,5

61,53

15.

Доля учащихся учреждений дополнительного образования, получивших награды (призовые места, звания, гран-при и т.д.) на краевых фестивалях и конкурсах от общего количества участников в этих мероприятиях

%

30

32

34

36

38

16.

Охват детей физкультурно-спортивной деятельностью

тысяч человек

180,0

180,0

190,0

190,0

190,0

17.

Удельный вес оздоровленных детей и подростков в возрасте 7-17 лет от общего числа воспитанников государственных бюджетных учреждений и государственных бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края (в рамках финансирования)

%

20

20,1

20,2

20,3

20,4

18.

Охват детей-инвалидов дистанционным образованием

человек

750

760

770

780

790

19.

Число детей, отдохнувших в каникулярное время в лагерях дневного пребывания на базе государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Краснодарского края

человек

 

295

 

295

 

295

 

295

 

295

20.

Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития адресной поддержки одаренных детей (от общей численности детского населения школьного возраста)

процентов

9,6

9,7

9,8

9,9

10,0

21.

Количество региональных конкурсов, соревнований, олимпиад и иных мероприятий, проведенных для выявления одаренных детей в учреждениях культуры

единицы в год

53

55

57

59

60

22.

Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития адресной поддержки одаренных детей (от общей численности детского населения школьного возраста)

процентов

 

9,6

9,7

9,8

9,9

10,0

23.

Численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых установлено постинтернатное сопровождение

человек

260

270

280

290

300

24.

Количество служб постинтернатной адаптации в ГКОУ и МО

единицы в год

20

25

30

34

44

25.

Доля специалистов органов опеки и попечительства, повысивших квалификацию (вопросы постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в общей численности специалистов органов опеки и попечительства

проценты

5

10

15

20

25

26.

Доля выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение или трудоустроенных, от общей численности выпускников

проценты

70

75

80

85

90

27.

Число детей Краснодарского края, получивших оздоровление и санаторно-курортное лечение

человек

45000

47000

49000

51000

52000

28.

Число родителей, получивших частичную компенсацию

человек

1000

1100

1200

1300

1400

29.

Число детей, оздоровленных за счет юридических лиц, купивших путевки для детей своих сотрудников и получивших частичную компенсацию

человек

2000

2100

2200

2300

2400

7. Предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы по всем ее направлениям

Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств краевого бюджета.

Затраты на реализацию Программы (в ценах соответствующих лет) за счет средств краевого бюджета составляют 24 879 048,8 тыс. рублей.

Объемы ежегодного финансирования мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета согласовываются государственным заказчиком подпрограммы с органом исполнительной власти Краснодарского края.

8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Реализация мероприятий подпрограммы "Дети и семья" позволит про­должить совершенствование службы государственной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, повысить доступность и качество социальных услуг, организовать систему работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства, повысить эффективность работы с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, снизить социальную напряженность среди малообеспеченного населения Краснодарского края, повысить престиж института семьи путем пропаганды семейных ценностей и традиций.

Кроме того, сформированная в рамках подпрограммы система проведения социально значимых мероприятий с семьей и детьми позволит включить в социально значимую деятельность детей и подростков, что обеспечит их занятость в свободное от учебы время и будет являться действенным средством профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

В результате выполнения мероприятий подпрограммы "Профи­лактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" пред­полагается обеспечить комплексное решение проблем безнадзорности и бес­призорности, создать условия для социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, а также сокращения социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних.

Кроме того, реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить снижение детской беспризорности, значительное уменьшение числа безнадзорных детей, сокращение социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних, в том числе за счет увеличения числа несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, прошедших курс реабилитации.

Эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних находится в прямой зависимости от развития системы уч­реждений профилактики, предоставления социальных услуг, от развития и внедрения новых технологий по работе с семьей и детьми.

Реализация мероприятий подпрограммы "Дети-инвалиды" позволит внедрить новые реабилитационные технологии, укрепить материально- техническую базу реабилитационных центров для детей и подростков с огра­ниченными возможностями, привить детям-инвалидам социальные навыки и создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов, создать условия для их социализации с внедрением в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях, снизить число детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, оставшихся по объективным причинам вне системы образования.

Реализация мероприятий подпрограммы "Дети-сироты" направлена на совершенствование системы воспитания, обучения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм жизнеуст­ройства несовершеннолетних, а также совершенствование системы эстетического и духовного воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках подпрограммы планируются меро­приятия по укреплению материально-технической базы учреждений для де­тей-сирот, социализации воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их материальной поддержке, увеличению числа выпускников учреждений для детей-сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.

В рамках указанной подпрограммы планируются мероприятия направленные на социализацию воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализация мероприятий подпрограммы "Одаренные дети Кубани" позволит создать условия для выявления, развития и реализации творческих способностей детей и подростков, в том числе детей  со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей, обеспечить адресную поддержку одаренных и талантливых детей, создать условия для развития системы дополнительного образования детей, повысить качество обучения детей и подростков в различных учреждениях дополнительного образования детей.

Реализация мероприятий подпрограммы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" позволит совершенствовать развитие новых форм оздоровления детей, а также увеличить число оздоровленных детей, организовать отдых и оздоровление детей, провести мероприятия по профилактике заболеваний детей и подростков, создать условия для формирования у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни и развития творческого потенциала, а также обеспечить их занятости в период школьных каникул.

9. Предложения по участию органов исполнительной власти Красно­дарского края, ответственных за формирование и реализацию целевой программы

В число органов исполнительной власти Краснодарского края, ответ­ственных за формирование и реализацию Программы, предполагается включить:

  • министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края;
  • министерство образования и науки Краснодарского края;
  • министерство культуры Краснодарского края;
  • министерство физической культуры и спорта Краснодарского края;
  • министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края
  • департамент молодежной политики Краснодарского края;
  • департамент печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края;
  • управление по делам несовершеннолетних администрации Краснодарского края.

10. Предложения по разработчикам, координаторам, государственным заказчикам и исполнителям мероприятий краевой целевой программы

Функции государственного заказчика – координатора Программы предполагается возложить на министерство социального развития и семейной политики Краснодар­ского края.

11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации краевой целевой программы

Предлагаемые сроки реализации Программы - 2014-2018 годы. Из общего объема финансирования Программы за счет средств краевого бюджета в сумме 24 879 048, 8 тыс. рублей планируется направить средства по следующим направлениям:

  • комплексное решение про­блем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на раннем этапе выявления семейного неблагополучия, формирование и пропаганда семейных традиций и ценностей 361 008,0 тыс. рублей;
  • профилактика семейного неблагополучия, социально-средовая реаби­литация, информационно-методическое обеспечение, социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями, краевые смотры, конкурсы, выставки, викторины – 2 904 595,0 тыс. рублей;
  • приоритет семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе, создание в учреждениях для детей-сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей, условия для полноценного их развития и воспитания, - ­­­­15 180 536,0 тыс. рублей;
  • создание и дальнейшее совершенствование государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, направленной на сохранение национального генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности – 167 940,0 тыс. рублей;
  • организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков – 6 264 969,8 тыс. рублей;
  • Разработка и выполнение комплекса мероприятий Программы будет способствовать улучшению качества жизни и здоровья детей, обеспечению государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

12. Предложения по механизмам формирования мероприятий краевой целевой программы

Координацию взаимодействия исполнителей программы осуществляет министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края (далее – координатор).

Реализация мероприятий Программы осуществляется координатором Программы и исполнительными органами власти Краснодарского края.

Координатор программы один раз в квартал составляет отчеты, со­держащие сведения по выполнению программных мероприятий. На основе данных отчетов координатором программы в адрес администрации Красно­дарского края, ежеквартально представляется информация (отчет) о ходе выполнения Программы.

13. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы

Координатор Программы:

  • подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет по ним затраты, а также механизм реализации Программы;
  • уточняет перечень целевых индикаторов и показателей реализации Программы на соответствующий год и их поквартальную разбивку;
  • несет ответственность за своевременность и качество подготовки и реализации Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
  • осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков и исполнителей Программы по ее подготовке и реализации, а также по ра­циональному использованию средств краевого бюджета.

В целях обеспечения управления реализацией Программы может соз­даваться координационный совет по реализации Программы, который явля­ется межведомственным коллегиальным органом. В состав указанного совета входят полномочные представители органов исполнительной власти Красно­дарского края, общественных объединений, научных и других организаций.

Приложение N°1. Перечень мероприятий и объемы финансирования программы
Скачать документ (66Кб, zip)