Раздел 4. Эффективность и результативность деятельности

По оценке исполняемых расходных обязательств министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края финансирование расходов на содержание учреждений и основные мероприятия по социальной защите населения, выполнение функций государственными органами управления по реализации государственной политики в отношении граждан, нуждающихся в социальной поддержке, социальном обслуживании, а также защите их прав на территории края в 2012 году составило 39 050,7 млн. рублей. Исполнение бюджета в 2012 году составило 98,7%. На финансирование отрасли в 2013 году в бюджете края предусмотрено 30 479,5 млн. рублей.

Не использованные средства в сумме 517,9 млн. рублей образовались из остатков межбюджетных трансфертов, поступивших в виде субвенций из федерального бюджета в сумме 96,4 млн. рублей и средств краевого бюджета в сумме 421,5 млн. рублей.

Остаток федеральных средств в сумме 51,8 млн. рублей подлежит использованию в 2013 году в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N° 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", а 44,6 млн. рублей возвращены в федеральный бюджет.

Остаток средств краевого бюджета в сумме 421,5 млн. рублей образовался по причине заявительного принципа обращений по выплатам социального характера, в том числе – 283,7 млн. рублей остатки краевого бюджета, выделенные для финансирования социальных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вызванных наводнением в июле, августе 2012 года.

На предоставление социальных пособий, льгот и компенсаций, субсидий и других мер социальной поддержки жителям края в 2012 году министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края израсходовано 24,6 млн. рублей: из краевого бюджета – 19,7 млн. рублей, федерального – 4,9 млн. рублей.

Руководствуясь стратегией развития отрасли социальной защиты населения Краснодарского края до 2020 года, министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края ставит перед собой восемь стратегических целей:

1. Обеспечение мерами социальной поддержки льготных категорий граждан, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; предоставление гражданам субсидий и льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.

2. Предоставление социальных услуг гражданам, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, повышение их качества и эффективности.

3. Содействие гражданам в установлении правового статуса и обеспечении их документами на право пользования мерами социальной поддержки.

4. Обеспечение приоритета устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан.

5. Обеспечение дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних.

7. Повышение эффективности деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

8. Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей Краснодарского края.

Оценка результативности деятельности целей и задач

Цель N° 1. Обеспечение мерами социальной поддержки льготных категорий граждан, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; предоставление гражданам субсидий и льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.

Приведены показатели цели, в которых происходят существенные расхождения между плановыми и фактическими значениями:

число региональных льготников (ветераны труда, ветераны военной службы, труженики тыла, жертвы политических репрессий), получающих ежемесячную денежную выплату (уменьшение числа региональных льготников в 2012 году обусловлено установлением им статуса федеральных льготников (например, инвалидности) и приобретением права на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, а также естественной убылью (смертью) региональных льготников; изменение плановых показателей на 2013-2016 годы обусловлено заявительным характером обращений граждан);

количество малоимущих и многодетных семей, получающих пособия на детей, определяемое с учетом величины прожиточного минимума (уменьшение количества семей в 2012 году обусловлено повышением жизненного уровня семей, получающих ежемесячное пособие);

число получателей государственной социальной помощи в виде социального пособия, определяемого с учетом величины прожиточного минимума (увеличение числа получателей в 2012 году обусловлено снижением жизненного уровня семей).

В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач (приведены задачи, у которых есть не запланированные расхождения между плановыми и фактическими показателями).

Задача N° 1.3. Дополнительные меры социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, характеризуется числом детей, получивших дополнительные меры социальной поддержки (оздоровление, социально-значимые мероприятия, иные услуги). Уменьшение показателя связано с заявительным характером обращений.

Задача N° 1.4. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме:

число получателей компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (региональные льготники). Уменьшение числа региональных льготников в 2012 году обусловлено установлением им статуса федеральных льготников (например, инвалидности) и приобретением права на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, а также естественной убылью (смертью) региональных льготников; изменение плановых показателей на 2013-2016 годы обусловлено заявительным характером обращений граждан;

число получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (при изменении тарифов на отдельные виды ЖКУ с июля 2012 года фактический рост тарифов оказался ниже запланированного, поэтому были пересчитаны региональные стандарты стоимости ЖКУ в сторону уменьшения, что повлекло за собой уменьшения количества граждан, имеющих право на получение субсидии на оплату ЖКУ);

увеличение доли семей, получающих жилищные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем количестве семей в Краснодарском крае (при изменении тарифов на отдельные виды ЖКУ с июля 2012 года фактический рост тарифов оказался ниже запланированного, поэтому были пересчитаны региональные стандарты стоимости ЖКУ в сторону уменьшения, что повлекло за собой уменьшения количества граждан, имеющих право на получение субсидии на оплату ЖКУ).

Цель N° 2. Предоставление социальных услуг гражданам, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, повышение их качества и эффективности.

Приведены показатели цели, в которых происходят существенные расхождения между плановыми и фактическими значениями:

число получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (рост числа получивших социальные услуги в 2012 году связан с заявительным принципом обращений);

число граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальные услуги в условиях постоянного проживания в государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края, от общего количества граждан, нуждающихся в их получении (увеличение фактического показателя за 2012 год и прогнозируемое увеличение связано с увеличением коечной сети; введен в эксплуатацию новый жилой корпус на 150 мест в Горячеключевском доме-интернате для престарелых и инвалидов, увеличена коечная сеть Армавирского психоневрологического интерната на 35 мест);

удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в государственных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья (от общего числа семей с детьми-инвалидами, зарегистрированными в Краснодарском крае). Изменение фактических и плановых показателей обусловлено увеличением количества семей с детьми-инвалидами, зарегистрированными в Краснодарском крае.

В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач (приведены задачи, у которых есть не запланированные расхождения между плановыми и фактическими показателями):

Задача N° 2.1. Обеспечение нормативной достаточности учреждений социального обслуживания:

количество мест в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края (увеличение числа мест в 2012 году, связано с реорганизацией коечной сети в учреждениях; увеличение числа мест и плановых показателей на 2013-2016 годы связано с созданием новых учреждений и введением новых корпусов в действие).

Задача N° 2.2 Реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов в условиях государственных учреждений социального обслуживания Краснодарского края:

число инвалидов, прошедших адаптационное обучение в соответствии с индивидуальными программами реабилитации в социально-реабилитационных отделениях (в 2012 году рост достигнут за счет открытия государственного автономного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Тимашевский центр социальной реабилитации инвалидов "Олимп", государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Крыловский реабилитационный центр "Солнечный" и созданием в 2012 году 9 реабилитационных центров для инвалидов);

число инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации по краевому перечню технических средств реабилитации (уменьшение показателей в 2012 году обусловлено изменением порядка обеспечения инвалидов Краснодарского края техническими средствами реабилитации).

Цель N° 3. Содействие гражданам в установлении правового статуса и обеспечении их документами на право пользования мерами социальной поддержки.

Приведены показатели цели, в которых происходят существенные расхождения между плановыми и фактическими значениями:

количество граждан, получивших документы на право пользования мерами социальной поддержки (снижение планового показателя связано с заявительным принципом обращения).

В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач (приведены задачи, у которых есть не запланированные расхождения между плановыми и фактическими показателями):

Задача N° 3.1. Организация работы органов социальной защиты населения по оформлению документов граждан:

количество граждан, получивших правовой статус на основе программных комплексов (снижение планового показателя связано с заявительным принципом обращения).

Задача N° 3.2. Улучшение организации работы органов социальной защиты населения по установлению статуса гражданам:

количество содействий гражданам в установлении правового статуса (увеличение планового показателя связано с заявительным принципом обращения).

Цель N° 4. Обеспечение приоритета устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан.

Приведены показатели цели, в которых происходят существенные расхождения между плановыми и фактическими значениями:

общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае.

Благодаря межведомственному взаимодействию по раннему выявлению семейного неблагополучия и предупреждению социального сиротства ежегодно уменьшается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что соответственно влечет за собой увеличение показателя доли переданных детей на воспитание в семьи.

В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач (приведены задачи, у которых есть не запланированные расхождения между плановыми и фактическими показателями):

Задача N° 4.1. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновленных (удочеренных). Уменьшение показателя произошло за счет снижения вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, от которых родители отказались при рождении;

численность граждан, постоянно проживающих на территории Краснодарского края, получивших единовременное пособие при передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в их семьи (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Уменьшение показателя связано со снижением численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, соответственно, уменьшением детей, переданных на воспитание в семьи.

Задача N° 4.2. Увеличение численности кандидатов, прошедших подготовку в Школе приемных родителей:

общая численность граждан, прошедших обучение в Школе приемных родителей (увеличение показателя произошло за счет усиления работы по актуализации развития семейных форм устройства детей-сирот и более широкого охвата слоев населения).

Цель N° 5. Обеспечение дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приведены показатели цели, в которых происходят существенные расхождения между плановыми и фактическими значениями:

количество предоставляемых жилых помещений (увеличение показателя связано с большим количеством построенных помещений);

количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших оздоровление за счет средств краевой целевой программы "Дети Кубани" и долгосрочной краевой целевой программы "Допризывной подготовки молодежи к военной службе на 2011-2014 годы". Увеличение показателей связано с увеличением финансирования по краевой целевой программе "Дети Кубани".

В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач (приведены задачи, у которых есть не запланированные расхождения между плановыми и фактическими показателями):

численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на льготном учёте (уменьшение показателя связано с заявительным принципом);

доля граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями (увеличение показателя обусловлено увеличением в 2012 году объемов финансирования).

Задача N° 5.2. Обеспечение мерами государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета:

число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших единовременное пособие на ремонт жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности (увеличение показателя связано с более эффективным расходованием денежных средств, что позволило произвести ремонтные работы в дополнительных жилых помещениях, а также тому, что собственниками одного жилого помещения являются два лица, относящиеся к указанной категории граждан);

число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших единовременное пособие на регистрацию права собственности жилых помещений (снижение показателя связано с заявительным принципом обращения);

количество жилых помещений, оформленных в собственность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (снижение показателя связано с заявительным принципом обращения).

Задача N° 5.3. Обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на оздоровление:

доля охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в замещающие семьи и прошедших оздоровление по программе "Дети Кубани" на 2009-2013 годы" от общего числа детей указанной категории (уменьшение показателя связано с тем, что в ходе проведения конкурсных процедур на торги вышли не все здравницы);

доля охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в замещающие семьи и прошедших оздоровление по долгосрочной краевой целевой программе "Допризывной подготовки молодежи к военной службе на 2011-2014 годы" (показатель зависит от объема выделенных денежных средств в рамках долгосрочной краевой целевой программы "Допризывной подготовки молодежи к военной службе на 2011-2014 годы", в 2012 году выделены денежные средства в размере 2340,0 тыс. рублей, что на 296 тыс. рублей больше, чем в 2011 году, в 2013 году предусмотрены денежные средства в размере 1 939,0 тыс. рублей).

Задача N° 5.4. Обеспечение бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) или на воспитании в приемных семьях:

количество детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) или на воспитании в приемных семьях и получающих выплаты на бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте Краснодарского края (снижение показателей связано с отсутствием соответствующего транспорта в конкретном населенном пункте, в котором распространяется указанная льгота).

Цель N° 6. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Приведены показатели цели, в которых происходят существенные расхождения между плановыми и фактическими значениями:

количество родителей, лишенных родительских прав (уменьшение показателей связано с усилением работы, проводимой с неблагополучными семьями);

количество родителей, восстановленных в родительских правах (за счет проводимой работы с неблагополучными семьями уменьшено количество родителей, лишенных родительских прав, что соответственно уменьшило число родителей, нуждающихся в восстановлении родительских прав).

Цель N° 7. Повышение эффективности деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приведены показатели цели, в которых происходят существенные расхождения между плановыми и фактическими значениями:

доля воспитанников интернатных учреждений, определенных в семьи граждан, с целью обеспечения процесса социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (уменьшение фактического показателя обусловлено тем, что в интернатных учреждениях находятся, в основном, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) и подросткового возраста, которых нет возможности определить в семью для социальной адаптации);

удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных отдыхом и оздоровлением в детском оздоровительном лагере (увеличение фактического показателя количества обусловлено увеличением возрастной категории детей, проходящих оздоровление).

В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач (приведены задачи, у которых есть не запланированные расхождения между плановыми и фактическими показателями).

Задача 7.1. Оптимизация сети государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края.

количество государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2012 году планировалось провести ликвидацию (перепрофилирование, передача в муниципальное образование) восьми учреждений, фактически ликвидировано 3 учреждения);

численность воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных учреждениях (увеличение фактического показателя связано с неоконченным процессом ликвидации);

численность обучающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях граждан (уменьшение показателя связано с заявительным принципом обращения).

Цель N° 8. Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей в Краснодарском крае.

Приведены показатели цели, в которых происходят существенные расхождения между плановыми и фактическими значениями:

количество детей Краснодарского края, получивших отдых и оздоровление за счет средств краевого бюджета (увеличение показателя связано с приобретением дополнительных путевок за счет экономии денежных средств по результатам проведения конкурсных процедур).

В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач (приведены задачи, у которых есть не запланированные расхождения между плановыми и фактическими показателями):

Задача N° 8.1. Увеличение численности детей Краснодарского края, охваченных отдыхом и оздоровлением в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях, детских санаториях, санаториях для детей с родителями, санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия:

общая численность детей Краснодарского края, отдохнувших в санаторно-курортных и в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях (увеличение показателя связано с приобретением дополнительных путевок за счет экономии денежных средств по результатам проведения конкурсных процедур);

общая численность детей Краснодарского края, оздоровленных в организациях отдыха и оздоровления детей, за счет предоставления социальной выплаты родителям (законным представителям) за самостоятельно приобретенные путевки для детей (увеличение показателя связано с мероприятиями по информированию населения Краснодарского края о возможности получения компенсации части затрат на отдых и оздоровление детей);

общая численность детей Краснодарского края, оздоровленных в организациях отдыха и оздоровления детей, за счет предоставления частичной компенсации юридическим лицам за самостоятельно приобретенные путевки детям сотрудников (увеличение показателя связано с увеличением объемов финансирования).

Задача N° 8.3. Расширение спектра услуг по оздоровлению детей за счет организации лагерей дневного пребывания на базе санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия, муниципальных учреждений, осуществляющих отдых детей, а также развития активных видов отдыха:

общая численность детей Краснодарского края, оздоровленных в лагерях дневного пребывания на базе санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия (увеличение показателя достигнуто за счет большего количества реализованных путевок);

общая численность детей Краснодарского края, оздоровленных в загородных лагерях, расположенных в Краснодарском крае (увеличение показателя достигнуто за счет увеличения количества загородных лагерей);

общая численность детей Краснодарского края, оздоровленных на базе многодневных пеших и комбинированных плановых туристических маршрутов (увеличение показателя достигнуто за счет популизации данного вида оздоровления).

Предоставление социальных услуг гражданам, семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, повышение их качества и эффективности

Деятельность органов и учреждений социальной защиты населения края по социальной поддержке семей с несовершеннолетними детьми осуществлялась в рамках краевых целевых программ "Дети Кубани" на 2009 – 2013 годы", "Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае" на 2011 – 2015 годы". Мероприятия программ направлены на улучшение жизни и здоровья детей, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальную поддержку детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацию отдыха и оздоровления детей.

Объем финансирования на реализацию мероприятий краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009-2013 годы" в 2012 году составил 2 миллиарда 578,2 миллионов рублей, в том числе из средств федерального бюджета 402,1 миллиона рублей, из средств краевого бюджета – 2 миллиарда 176,1 миллионов рублей.

Средства направлены на развитие сети учреждений, обеспечивающих социальную поддержку, социальное обслуживание семьи и детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укрепление материально-технической базы; оказание адресной помощи семьям; оздоровление, отдых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; проведение социально значимых мероприятий; повышение профессионального уровня специалистов.

Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов

В 2012 году проведена реорганизация действующих стационарных учреждений:

Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов перепрофилирован в Красноармейский психоневрологический интернат;

в Армавирском психоневрологическом интернате количество мест увеличилось на 35;

в Нефтегорском доме-интернате для престарелых и инвалидов Апшеронского района количество мест уменьшилось на 10.

На 1 января 2013 года сеть стационарных учреждений социального обслуживания представлена 44 государственными бюджетными учреждениями социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов на 8 527 мест, в том числе:

18 домами-интернатами для престарелых и инвалидов на 2 381 место;

4 специальными домами-интернатами на 110 мест;

1 геронтологическим центром на 405 мест;

16 психоневрологическими интернатами на 3 911 мест;

2 реабилитационными центрами для лиц с умственной отсталостью на 715 мест;

1 домом милосердия на 325 мест;

2 детскими домами-интернатами для умственно отсталых детей на 680 мест.

Работа по реорганизации и перепрофилированию учреждений позволила поместить из очереди на стационарное обслуживание 1 856 человек, в том числе в дома-интернаты для престарелых и инвалидов – 1 013 человек, в психоневрологические интернаты – 766 человек, в детские дома - интернаты для умственно отсталых детей – 77 человек (в 2011 году - 1 969 человек, в том числе в дома-интернаты для престарелых и инвалидов – 1 176 человек, в психоневрологические интернаты – 722 человек, в детские дома-интернаты для умственно отсталых детей – 71 человек).

Реабилитация инвалидов

Реализация мер социальной защиты, реабилитации и интеграции инвалидов в общество, в том числе детей-инвалидов, взаимодействие с общественными организациями инвалидов являются одними из приоритетных направлений социальной политики в Краснодарском крае.

В крае более 420 тысяч инвалидов, из которых 120 тысяч – инвалиды трудоспособного возраста и более 16 тысяч – дети-инвалиды.

Социальные гарантии лицам с ограничениями жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья реализуются в рамках долгосрочной краевой целевой программы "Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам и отдельным категориям граждан в Краснодарском крае" на 2011 – 2015 годы" и краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009-2013 годы, подпрограмма "Дети-инвалиды".

В 2012 году продолжена работа по развитию сети реабилитационных учреждений для инвалидов старше 18 лет.

С 1 апреля 2012 года действуют 10 реабилитационных центров для инвалидов, которые созданы путем реорганизации центров социальной помощи семье и детям. В учреждениях 2 отделения: социальной реабилитации; трудотерапии и профориентации.

Проведены организационные мероприятия по созданию условий для оказания реабилитационных услуг данной категории граждан: сформирован банк данных инвалидов от 18 лет, нуждающихся в услугах учреждений, организованы трудовые и творческие мастерские, кабинеты трудотерапии, физической культуры, кабинеты по обучению компьютерной грамотности, клубные объединения и т.д.

В Ленинградском РЦ "Росток" организована деятельность театральной студии "Мы вместе", творческой мастерской "Светлица" по вязанию, вышиванию, клубов по кубановедению и активного отдыха "Олимп".

В Щербиновском РЦ "Гармония" начали действовать фотостудия, студия лепки, вязания, библиотека, в Гулькевичском РЦ – столярная мастерская, кабинет компьютерной грамотности.

В реабилитационных центрах для инвалидов апробируются и внедряются перспективные, инновационные формы работы, направленные на улучшение качества жизни инвалидов, повышение правовой грамотности, расширение социальных контактов, социокультурное развитие:

создание мобильных бригад, передвижных консультационных пунктов для обслуживания, консультирования инвалидов, проживающих в сельских и городских поселениях (Ейский, Курганинский, Гулькевичский, Новокубанский, Мостовский, Крыловский реабилитационные центры);

организация службы "няня на час" для инвалидов-родителей, имеющих необходимость оставить детей на ограниченное время под присмотр специалистов учреждения (на дому или в условиях учреждения) (Курганинский, Гулькевичский, Щербиновский РЦ);

организация службы "интеграционных консультантов" (или персональных ассистентов), обеспечивающих сопровождение инвалида, содействующих в выборе и приобретении (получении) протезно-ортопедических изделий, технических средств реабилитации, помогающих справиться с бытовыми проблемами (Курганинский, Отрадненский, Ейский, Гулькевичский, Крыловский РЦ);

подготовка и распространение телефонных справочных материалов, путеводителей (все учреждения);

организация на базе учреждений "Школ реабилитации и ухода" для родственников лиц с ограниченными возможностями здоровья (Новокубанский, Крыловский, Ейский, Курганинский РЦ);

взаимодействие с молодежными волонтерскими объединениями, общественными организациями, оказывающими безвозмездную помощь инвалидам, имеющим серьезные функциональные нарушения здоровья, нуждающимся в постороннем уходе (Ейским РЦ привлечены студенты ПУ, обучающиеся парикмахерскому делу; Курганинским РЦ ─ волонтеры отдела по делам молодежи для оказания помощи инвалидам-колясочникам на дому).

Организация работы по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других категорий граждан позволила по состоянию на 31 декабря 2012 года в 43 муниципальных образованиях принять 138 программ и 37 планов, направленных на обеспечение доступной среды для маломобильных граждан, в которые включен 4 331 объект для благоустройства.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В 2012 году в связи с оптимизацией сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из 2 учреждений выведены воспитанники, что связано с передачей воспитанников в семьи и сокращением количества выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Три учреждения ликвидированы и переданы в муниципальные образования для организации дошкольных образовательных учреждений: ГКОУ детский дом г. Темрюка, ГОУ детский дом х. Морозовского и ГОУ школа-интернат станицы Нововеличковской.

Четыре учреждения находятся в стадии ликвидации: детский дом "Радуга" станицы Имеретинской, детский дом станицы Крыловской, детский дом станицы Архангельской, ГКОУ школа-интернат N° 33 станицы Ладожской.

Информационная работа в органах социальной защиты населения

Целью информационной политики органов и учреждений социальной защиты населения является создание информационной открытости деятельности для общественности, установление обратной связи с группами общественности, являющимися потребителями информации, поддержка позитивного имиджа отрасли.

Информационная работа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края направлена на создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов с целью качественного и результативного решения социальных задач.

Одно из приоритетных направлений информационной работы – своевременное и полное информирование жителей. Основные задачи в этой области: оперативное получение гражданами социальной информации.

Для информирования населения о гарантиях и правах в сфере социальной защиты практиковались такие мероприятия, как выездные приемы специалистов управлений социальной защиты населения по сельским округам; встречи с учащимися образовательных учреждений, участие в сходах граждан. Разрабатывались и распространялись листовки, памятки, брошюры на социальные темы, в том числе на электронных носителях.

Перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов

Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края для повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств считает необходимым направить усилия министерства, управлений социальной защиты населения министерства в муниципальных образованиях, государственных учреждений, подведомственных министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края на решение следующих основных задач:

1. Осуществлять адресное предоставление мер социальной поддержки населению в полном соответствии с действующим законодательством, обеспечив целевое расходование средств, выделяемых на предоставление социальных выплат;

2. Совершенствовать нормативную правовую базу, регулирующую вопросы предос­тавления жителям края социальных выплат;

3. Усилить межведомственное взаимодействие в вопросах реабилитации инвалидов с органами исполнительной власти края, территориальными подразделениями федеральных ор­ганов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организа­циями.

4. Проводить постоянную работу по расширению спектра реабилитационных услуг, предоставляемых инвалидам в социально-реабилитационных отделениях государственных уч­реждений социального обслуживания края, повышению эффективности деятельности этих уч­реждений;

5. Обеспечить контроль за соблюдением требований по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в муниципаль­ных образованиях края;

6. Продолжить работу по развитию учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи и детей; укреплению их материально-технической базы, приведению в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, противопожарной безо­пасности;

7. Обеспечить повышение доступности социальных услуг семьям с детьми, находя­щимся в трудной жизненной ситуации; переход на участковый метод обслуживания, создание выездных мобильных бригад; повышение качества оказываемых услуг, внедрение современных технологий профилактики семейного неблагополучия и реабилитации детей; организацию эф­фективной системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

8. Содействовать повышению комфортности условий предоставления социальных ус­луг гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми в государственных учрежде­ниях социального обслуживания края;

9. Повысить эффективность мероприятий по защите прав и интересов недееспособ­ных (ограниченно дееспособных) граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права;

10. Усилить контроль за целевым, эффективным и своевременным расходованием ас­сигнований, направляемых на содержание государственных учреждений социального обслужи­вания, повысить материальную и дисциплинарную ответственность лиц, виновных в нарушени­ях законодательства, нецелевом использовании денежных средств;

11. Совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции кадров, увеличить уровень обеспеченности квалифицированными кадрами учреждений со­циальной защиты населения.

Распределение бюджетных ассигнований производится в соответствии с приказами департамента по финансам, бюджету и контролю от 8 декабря  2010 года N° 687 "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств краевого бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета)", от 26 декабря 2008 N° 517 "Об утверждении Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования при организации исполнения краевого бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита краевого бюджета", от 26 декабря 2009 года N° 356 "Об утверждении порядка составления и ведения кассового плана исполнения краевого бюджета в текущем финансовом году".

В соответствии с приказом департамента от 29 ноября 2009 года N° 777 "О проведении аудита результативности деятельности государственных учреждений социального обслуживания Краснодарского края, подведомственных департаменту социальной защиты населения Краснодарского края" проводится аудит результативности деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений социального обслуживания, подведомственных министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края.

По итогам аудита результативности деятельности государственных учреждений были приняты следующие меры:

оптимизирована численность мест в государственных казенных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края: социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков (приказ министерства от 19 октября 2012 года N° 453);

в целях совершенствования условий оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений, внесены изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 ноября 2008 года N° 1220 "О введении отраслевой системы оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания Краснодарского края" (постановления главы администрации (губернатора Краснодарского края от 31 января 2012 года N° 80 и от 2 февраля 2012 года N° 83).

По результатам проведенного аудита и мониторинга были возвращено в доход бюджета 1178,6 тыс. рублей.

Оценка мероприятий по повышению эффективности деятельности субъекта бюджетного планирования

Нормативные акты Краснодарского края и Российской Федерации, гарантирующие предоставление мер социальной поддержки, обеспечивают адресность и своевременность предоставления мер социальной поддержки, способствуют снятию социальной напряженности, улучшению качества предоставления услуг в государственных учрежде­ниях социального обслуживания края.

Предусмотренные денежные средства краевого бюджета и переданные полномочия из федерального бюджета позволили обеспечить выплату пособий, льгот, компенсаций и субсидий свыше 1 000 000 человек.

Меры по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов и качества управления затратами и результатами министерства социального развития и семейной политики за 2012 год

N° п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок реализации мероприятия

Ожидаемый результат

Экономия бюджетных ассигнований в результате реализации мероприятия (тыс. руб.)

 

Плановый период

 

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Повышение качества и эффективности исполнения государственных функций

1.1

Мониторинг достижения запланированных непосредственных и конечных результатов целевых программ, оценка эффективности их реализации

Неличев В.Н. Талькова Т.Н. Кирзунова Е.В. Олейник И.В.

Голыба В.Н.

2011-2013 годы

Своевременное принятие решений по корректировке программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации

56467,3

-

-

-

-

2. Повышение эффективности управления государственным имуществом

2.1

Контроль за эффективным использованием имущества министерства и подведомственных ему учреждений, в том числе по передаче излишнего, неэффективно используемого имущества государственным учреждениям края, либо списание в случае признания непригодным для дальнейшего использования

Гиш З.Б.

 

Постоянно

Выявление неэффективно используемого имущества, передача его в установленном порядке государственным учреждениям края, что позволит сократить их расходы на приобретение подобного имущества, либо списание в случае признания непригодным для дальнейшего использования

-

-

-

-

-

3. Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ)

3.1

Изменение типа государственных учреждений, подведомственных министерству с целью их реорганизации, в соответствии с реализацией Федерального закона от 8 мая 2010 года N° 83-ФЗ

Талькова Т.Н. Кирзунова Е.В. Неличев В.Н. Олейник И.В.

 

Постоянно

Оптимизация сети подведомственных министерству учреждений

-

-

-

-

-

3.2

Утверждение и доведение государственным учреждениям государственных заданий

Талькова Т.Н. Кирзунова Е.В. Неличев В.Н. Олейник И.В.

Гиш З.Б.

До начала очередного финансового года

Повышение качества бюджетного планирования

-

-

-

-

-

3.3

Использование прогноза сводных показателей государственных заданий в процессе бюджетного планирования

Кнышов А.В.

2011-2013 годы

Повышение эффективности планирования бюджетных расходов

-

-

-

-

-

4. Оптимизации численности и совершенствование системы материального стимулирования государственных служащих

4.1

Оптимизация численности государственных гражданских служащих и расходов на обеспечение их деятельности

Гаркуша С.П. Кнышов А.В.

2012-2013 годы

Экономия бюджетных средств

-

282 чел.

29019,7

-

-

-

4.2

Стимулирование государственных гражданских служащих в соответствии с утвержденным положением об условиях оплаты труда и материального стимулирования государственных гражданских служащих

Гаркуша С.П. Кнышов А.В.

2011-2013 годы

Повышение мотивации к качественному, оперативному исполнению должностных обязанностей

-

-

-

-

 

4. Оптимизация государственных закупок

4.3

Мониторинг цен направленный на формирование объективной начальной (максимальной) цены государственных контрактов на поставку товаров (работ, услуг)

Кравцов А.В.

Постоянно

Рациональное и эффективное использование бюджетных средств при размещении заказов

-

-

-

-

-

4.4

Использование процедур проведения открытого аукциона в электронной форме при размещении заказов на приобретение товаров (работ,услуг)

Кравцов А.В.

Ежегодно

Экономия бюджетных средств

159320,32

45000,0

45000,0

45000,0

45000,0

5. Повышение энергетической эффективности

5.1

Планирование расходов бюджета на оплату бюджетными учреждениями энергетических ресурсов исходя из сокращения потребления ими каждого энергоресурса на 3 процента по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет начиная с 1 января 2010 года

Кнышов А.В.

Ежегодно

 

Экономия бюджетных средств

7569,0

8500,0

-

-

-

6. Создание и совершенствование процедур внутреннего контроля

6.1

Осуществление внутреннего финансового контроля направленного на повышение министерством и подведомственными учреждениями результативности использования бюджетных средств

Панявина Н.М.

 

Постоянно

Рациональное, целевое и эффективное использование бюджетных средств

-

-

-

-

-

6.2

Осуществление внутреннего контроля за соблюдением законодательства по размещению заказов для нужд министерства и подведомственных учреждений

Кравцов А.В.

Постоянно

Предупреждение и выявление нарушений законодательства при размещении заказов

-

-

-

-

-

6.3

Применение санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по заключенным контрактам

Кравцов А.В.

Постоянно

Усиление контроля за исполнением контрактных обязательств поставщиками и подрядчиками

-

-

-

-

-

                       

Заместитель министра Е.И.Кравченко