Раздел 4 "Эффективность и результативность деятельности"

Раздел 4 "Эффективность и результативность деятельности"

По оценки исполняемых расходных обязательств департамента социальной защиты населения Краснодарского края финансирование расходов на содержание учреждений и основные мероприятия по социальной защите населения, выполнения функций государственными органами управления по реализации государственной политики в отношении граждан, нуждающихся в социальной поддержке, социальном обслуживании, а также защите их прав на территории края в 2008 году составило 12 101,7 млн.рублей, что выше на 17,7% по сравнению с финансированием расходов в 2007 году. На финансирование отрасли в 2009 году в бюджете края предусмотрено 16224,5 млн.рублей (рост 34%). Исполнение бюджета в 2008 году составило 93%. Не использованные средства в сумме 896,3 млн.рублей сложились ввиду заявительного принципа обращений по выплатам социального характера.

Важнейшим инструментом социальной политики является адресная поддержка населения, в первую очередь малообеспеченных и социально-уязвленных категорий.

В краевом бюджете на 2008 год на предоставление социальных пособий, льгот и компенсаций, субсидий и других мер социальной поддержки жителям края департаменту социальной защиты населения Краснодарского края из бюджета было выделено 7964,9 млн.рублей, из них на краевые выплаты – 4895,8 млн.рублей, на федеральные – 3069,1 млн.рублей.

Ежемесячная денежная выплата региональным льготникам

Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N° 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" право на получение ежемесячных денежных выплат предоставлено ветеранам труда, ветеранам военной службы, жертвам политических репрессий и труженикам тыла.

В связи с пересмотром в федеральном бюджете прогнозируемого уровня инфляции ежемесячная денежная выплата в 2008 году индексировалась дважды. В результате произведенных перерасчетов с 1 января 2008 года ежемесячные денежные выплаты определены в следующих размерах:

  • труженикам тыла и жертвам политических репрессий – 405 рублей;
  • ветеранам труда и ветеранам военной службы – 275 рублей.

В соответствии с проводимыми перерасчетами департаментом социальной защиты населения были проведены следующие мероприятия: внесены изменения в программное обеспечение для автоматизированного перерасчета ежемесячных денежных выплат; произведены расчеты дополнительной потребности в ассигнованиях и внесены предложения в Законодательное собрание Краснодарского края на увеличение годовых ассигнований и внесения изменений в Закон Краснодарского края от 27 декабря 2007 года N° 1345-КЗ "О краевом бюджете на 2008 год"; в помощь специалистам управлений социальной защиты населения разработаны и направлены инструктивные, методические материалы.

Плановый показатель по ежемесячной денежной выплате составлял 454,0 тыс.человек, однако фактически указанную выплату получили 448,9 тыс.человек. Это связано в первую очередь с тем, что выплата отдельным категориям жителей Краснодарского края ежемесячной денежной выплаты прекращается, ввиду приобретения права на меры социальной поддержки, гарантированные нормативными актами Российской Федерации. Также при наличии у лиц, права на меры социальной поддержки на основании данного Закона, других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований Краснодарского края меры социальной поддержки предоставляются по одному нормативному правовому акту по выбору заявителя. К причинам, повлекшим возникновение отклонений показателей можно отнести смертность получателей ежемесячной денежной выплаты.

Меры социальной поддержки семей с детьми, малоимущих и многодетных семей, получающих пособия на детей.

Одним из приоритетных направлений социальной политики, проводимой администрацией края, является усиление адресной поддержки малообеспеченных граждан, не имеющих возможности для самостоятельного решения социальных проблем ввиду низкого уровня их доходов.

Для осуществления выплаты государственной социальной помощи департаментом социальной защиты населения Краснодарского края были приняты следующие мероприятия: формирование краевого бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи; принятие законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края по вопросам определения и установления потребительской корзины, величины прожиточного минимума, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом "О государственной социальной помощи".

В краевом бюджете на выплату государственной социальной помощи в 2008 году департаменту социальной защиты населения Краснодарского края было выделено 219,5 млн. рублей, расходы составили 219,4 млн.рублей, что выше на 24,4 млн.рублей или 12%. На эти цели в 2009 году предусмотрено 288,8 млн.рублей, а прогноз на 2010 год составляет 317,7 млн.рублей (рост на 10%). Помощь получили 74300 семей, вместо запланированных 82,0 тыс. человек. Это связано с тем, что величина прожиточного минимума в среднем на души населения в 2008 году составила 4312 рублей, что на 86 рублей больше планового показателя.

На ежегодную денежную выплату многодетным семьям, установленную Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N° 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" департаменту социальной защиты населения Краснодарского края из краевого бюджета в 2008 году было выделено 145,4 млн.рублей, израсходовано 144,2 млн.рублей для выплаты 98,9 тыс.несовершеннолетних детей из 30,0 тыс. многодетных семей, планируемые расходы в 2009 год составляют 146,9 млн.рублей, что позволит произвести выплату на 1205 семей больше, чем в 2008 году.

Департаментом социальной защиты населения Краснодарского края ежегодно формируется краевой бюджет в части расходов на выплату ежегодной денежной выплаты многодетным семьям; определяет порядок предоставления ежегодной денежной выплаты, проводит систематические проверки управлений социальной защиты населения на предмет целевого расходования денежных средств, оснований для ежегодной выплаты.

Ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям гарантировано Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N° 807-КЗ "О ежемесячном пособии на ребенка".

С 1 января 2008 года ежемесячные пособия проиндексированы и определены в следующих размерах: ежемесячное пособие на ребенка – 100 рублей; на ребенка одинокой матери – 195 рублей; на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, и на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – 145 рублей. На выплату ежемесячного пособия на ребенка в 2008 году расходы Департамента составили 415,6 млн.рублей.

В соответствии с индексацией департаментом социальной защиты населения были проведены следующие мероприятия: внесены изменения в программное обеспечение для автоматизированной индексации ежемесячных пособий; произведены расчеты дополнительной потребности в ассигнованиях и внесены предложения в Законодательное собрание Краснодарского края на увеличение годовых ассигнований и внесения изменений в Закон Краснодарского края от 27 декабря 2007 года N° 1345-КЗ "О краевом бюджете на 2008 год"; в помощь специалистам управлений социальной защиты населения разработаны и направлены инструктивные, методические материалы.

Ввиду того, что ежемесячное пособие на ребенка назначается семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает установленной в крае величины прожиточного минимума на душу населения количество получателей в 2008 году снизилось и составило 360,6 тыс. детей из 240,4 тыс. семей.

Компенсация расходов и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

Организация работы департамента социальной защиты населения Краснодарского края по предоставлению жителям края социальных выплат и льгот постоянно совершенствуется. В 2008 году департамент социальной защиты населения провел ряд мероприятий по разработке и утверждению Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг взамен ранее утвержденного Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Краснодарского края. Так, жителям края, имеющим право на жилищно-коммунальные льготы, в 2008 году предоставляется денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данные изменения повлекли за собой доработку программного обеспечения, разработку в помощь специалистам управлений социальной защиты населения инструктивных, методических материалов.

В 2008 году произведенные расходы составили 3751,6 млн.рублей, в том числе из краевого бюджета – 1916,9 млн.рублей, из федерального бюджета – 1834,7 млн.рублей, в 2009 году из средств краевого бюджета планируется произвести расходы в сумме 2 444,9 млн.рублей , что выше на 528 млн.рублей. Это позволит увеличить число получателей денежной компенсации на 30 тысяч человек. В 2008 году получателями компенсации явились 414,0 тыс. человек, что ниже планового показателя на 18,0 тыс.человек. Снижение количества получателей связано в первую очередь с тем, что выплата отдельным категориям жителей Краснодарского края денежной компенсации прекращается, ввиду приобретения права на меры социальной поддержки, гарантированные нормативными актами Российской Федерации. Также при наличии у лиц, права на меры социальной поддержки на основании данного Закона, других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований Краснодарского края меры социальной поддержки предоставляются по одному нормативному правовому акту по выбору заявителя. К причинам, повлекшим возникновение отклонений показателей можно отнести смертность получателей денежной компенсации.

В 2008 году по оплате твердого топлива предоставлялись в натуральной форме – в виде 50-процентной скидки с оплаты стоимости топлива. Организациям – поставщикам твердого топлива возмещено 136,7 млн.рублей за предоставленные льготы на 40080 человек.

В крае в 2008 году завершена монетизация жилищно-коммунальных льгот: с 1 января 2009 года вместо 50-процентной скидки с оплаты стоимости твердого топлива федеральным и региональным льготникам предоставляется денежная компенсация расходов на оплату твердого топлива и его доставку. Названная компенсация будет осуществляться на предстоящий отопительный период один раз в год не позднее второго квартала календарного года.

Одним из приоритетов социальной политики в Краснодарском крае является предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N° 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".

С 1 января 2008 года полномочия по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг переданы федеральным законодательством субъектам Российской Федерации .

Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края из бюджета края в 2008 году выделено 312,6 млн.рублей ,с января по декабрь 2008 года выплачено субсидий в сумме 301,0 млн.рублей. В 2009 году на эти цели предусмотрено 416,9 млн.рублей, что на 38,5% выше расходов 2008 года. Получателями субсидий в 2008 году стало 46,7 тыс.семей, а в 2009 году данную выплату планируется произвести 53,6 тыс.семьям, что по сравнению с 2008 годом численность получателей субсидий возрастет на 9,9 тыс.семей.

Другие выплаты из краевого бюджета

На территории Краснодарского края установлены дополнительные меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания как региональных, так и федеральных льготников, а так же пенсионеров, не имеющих льгот и учащихся из многодетных семей.

Дополнительные льготы по проезду регламентированы Законом Краснодарского края от 13 февраля 2006 года N° 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2010 годы" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 ноября 2005 года N° 1131 "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2006-2010 годах".

Департаментом социальной защиты населения разработан Порядок возмещения предприятиям транспорта расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий жителей Краснодарского края, внесены дополнения и доработки в программное обеспечение для обмена данными с транспортными предприятиями. Ежемесячно по данным региональной энергетической комиссий департамента цен и тарифов Краснодарского края департамент социальной защиты населения Краснодарского края вносит изменения в тарифы по перевозкам транспортных предприятий, информирует о данных изменениях управления социальной защиты населения в муниципальных образованиях. Специалистами Департамента проводятся систематические проверки по целевому и своевременному использованию денежных средств, предусмотренных в бюджете на указанные цели.

 В 2008 году из краевого и федерального бюджетов на возмещение расходов транспортным предприятиям за перевозку граждан льготной категории было выделено 413,0 млн.рублей, а расходы составили 360 296,1 тыс.рублей, в том числе из краевого бюджета – 260 236,1 тыс.руб., из федерального бюджета – 100 060,0 млн.рублей. В связи с увеличением стоимости пассажирских перевозок и увеличением льготополучателей на 17 тыс.человек в 2009 году на расходы транспортным предприятиям выделено 468 180,0 тыс.руб., в том числе из краевого бюджета – 283 572,0 тыс.руб., из федерального бюджета – 184608,0 тыс.руб., что на 107 993,9 тыс.руб. за счет средств краевого и федерального бюджетов больше 2008 года. Возмещение расходов транспортным предприятиям осуществляется за фактически произведенные перевозки в полном объеме, кредиторской задолженности нет.

Некоторые делегированные законодательством Российской Федерации полномочия

Через органы социальной защиты населения отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю осуществляется финансирование средств на реализацию Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года N° 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона от 9 января 1997 года N° 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы". В 2008 году выделено денежных средств на названные меры социальной поддержки 1846,3 млн.рублей, расходы за тот же период составили 1 846,3 тыс.руб. на 36 человек.

Департамент социальной защиты населения Краснодарского края разрабатывает и готовит социальную Программу, определяет контингент получателей и потребность в денежных средствах на указанные цели, контролирует целевое и своевременное использованные выделенных средств.

Предоставление социальных услуг гражданам, семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, повышение их качества и эффективности

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов ориентировано на обеспечение доступности основных социальных услуг и гарантий граждан независимо от места их проживания, а также преемственности в их предоставлении.

В 2008 году департаментом социальной защиты населения предусматривалось решение следующих задач:

  • оптимизация сети государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, укрепление их материально-технической базы;
  • открытие новых учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • оптимизация процесса предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидов, информационное сопровождение его обеспечения.

В целях повышения качества и своевременности предоставляемых услуг Департаментом внесены изменения в ряд нормативных актов Краснодарского края о расширении перечня учреждений и служб, в которых социальные работники при исполнении служебных обязанностей имеют право на внеочередное обслуживание в жилищно-коммунальных службах, отделениях банков, лечебно-профилактических учреждениях. Это позволило сократить их непроизводственные временные затраты при оказании социальных услуг. Закрепление в законе мер социальной поддержки специалистов культуры, работающих в государственной системе социальных служб, обеспечило равенство прав указанной категории работников и способствовало привлечению квалифицированных специалистов в социальные учреждения.

Также Департаментом внесены изменения в нормативно-правовые акты Краснодарского края, в соответствии с которыми расширен перечень социальных услуг, что позволило обеспечить социальную помощь остронуждающимся категориям граждан. Проведенные изменения основаны на анализе потребностей клиентов в жизненно важных услугах и хронометрировании процесса социального обслуживания.

Продолжена работа по оптимизации сети. Несоответствие используемых зданий и помещений санитарным правилам и нормам и требованиям пожарной безопасности потребовало сокращения количества мест в отделениях стационарного социального обслуживания, ликвидации структурных подразделений центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Динском и Темрюкском районах.

В целях обеспечения безопасных и комфортных условий социального обслуживания граждан департаментом социальной защиты населения Краснодарского края направлены денежные средства 35 учреждениям для проведения капитального ремонта на сумму 87,3 млн. рублей консолидированного бюджета.

Департаментом социальной защиты населения выполняются мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений, в том числе в рамках краевой целевой программы "Старшее поколение". В ходе выполнения программных мероприятий приобретенное за счет выделенных бюджетных ассигнований, внебюджетных источников и благотворительных средств приобретенное реабилитационное, медицинское, технологическое оборудование способствовало улучшению социальных услуг клиентам учреждений.

В профилактике социального не благополучия особое значение имеет социальная поддержка лиц без определенного места жительства и занятий (БОМЖ), в том числе лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

В 2008 году в специализированных учреждениях обслужено 2514 лиц БОМЖ . Имеет место тенденция снижения количества обратившихся.

В 2008 году отмечается улучшение показателей деятельности специализированных учреждений по выводу лиц без определенного места жительства из трудной жизненной ситуации: помощь во временной регистрации, помощь в назначении пенсий, содействие в установлении инвалидности.

В работе по восстановлению социально-правового статуса лиц БОМЖ выявлен ряд затруднений, связанных с несформированностью межведомственных отношений с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

Охрана, условия и экспертиза труда

В 2008 году департаментом социальной защиты населения Краснодарского края завершена реализация Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях края на 2006-2008 годы. Выполнение мероприятий Плана обеспечивалось согласованными действиями органов государственной власти с органами местного самоуправления, органами надзора, объединениями профсоюзов и работодателей. Совершенствуется и укрепляется краевая законодательная и нормативная база в области охраны труда. Специалистами отдела управления охраной труда департамента социальной защиты населения и отдела государственной экспертизы условий труда на основании мониторинга состояния условий и охраны труда проводится анализ и разработка мер по их улучшению в организациях. Департаментом социальной защиты населения Краснодарского края формирована сеть Учебных центров по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций. Осуществляются мероприятия по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работодателям и работникам по актуальным вопросам охраны труда. Краевая межведомственная комиссия по охране труда и межведомственные комиссии по охране труда в муниципальных образованиях координируют решение вопросов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшения условий труда и быта работников.

В 2008 году на производстве пострадало 1786 человек. Коэффициент частоты производственного травматизма на 100 работающих составил 0,95, что ниже планируемого показателя.

Основными задачами департамента социальной защиты населения Краснодарского края в области охраны труда на 2009 год являются:

  • создание на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда;
  • социальная защита работников от профессиональных рисков, предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Для их решения необходимо совершенствовать подготовку и повышение квалификации по охране труда работников организаций края, проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, ликвидировать или снизить до минимума неблагоприятные факторы производственной среды и трудового процесса. Реализовать комплекс мер по информированию, консультированию и оказанию правовой и методической помощи работодателям и работникам по актуальным вопросам охраны труда.

Информационная работа в органах социальной защиты населения

Целью информационной политики органов и учреждений социальной защиты населения является создание информационной открытости деятельности для общественности, установление обратной связи с группами общественности, являющимися потребителями информации, поддержка позитивного имиджа отрасли.

Информационная работа департамента социальной защиты населения Краснодарского края направлена на создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов с целью качественного и результативного решения социальных задач.

Одно из приоритетных направлений информационной работы – своевременное и полное информирование жителей. Основные задачи в этой области: оперативное получение гражданами социальной информации.

Для информирования населения о гарантиях и правах в сфере социальной защиты практиковались такие мероприятия, как выездные приемы специалистов управлений социальной защиты населения по сельским округам; встречи с учащимися образовательных учреждений, участие в сходах граждан. Разрабатывались и распространялись листовки, памятки, брошюры на социальные темы, в том числе на электронных носителях.

Перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов

Департамент социальной защиты населения Краснодарского края для повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств считает необходимым направить усилия департамента, управлений социальной защиты населения департамента в муниципальных образованиях, государственных учреждений, подведомственных департаменту социальной защиты населения Краснодарского края на решение следующих основных задач:

  1. Содействовать развитию и активизации социального партнерства на всех уровнях, повышать эффективность коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, обес­печив действенный контроль за выполнением сторонами обязательств коллективных договоров и соглашений;
  2. Продолжить организацию проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях края для снижения неблагоприятных факторов производственной среды и трудо­вого процесса;
  3. Совершенствовать организацию обучения и повышения квалификации по охране труда работников организаций края;
  4. Осуществлять адресное предоставление мер социальной поддержки населению в полном соответствии с действующим законодательством, обеспечив целевое расходование средств, выделяемых на предоставление социальных выплат;
  5. Совершенствовать нормативную правовую базу, регулирующую вопросы предос­тавления жителям края социальных выплат, предусмотрев принятие решений, направленных на смягчение негативных последствий экономического кризиса;
  6. Усилить межведомственное взаимодействие в вопросах реабилитации инвалидов с органами исполнительной власти края, территориальными подразделениями федеральных ор­ганов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организа­циями.
  7. Проводить постоянную работу по расширению спектра реабилитационных услуг, предоставляемых инвалидам в социально-реабилитационных отделениях государственных уч­реждений социального обслуживания края, повышению эффективности деятельности этих уч­реждений;
  8. Обеспечить контроль за соблюдением требований по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в муниципаль­ных образованиях края;
  9. Продолжить работу по развитию учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи и детей; укреплению их материально-технической базы, приведению в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, противопожарной безо­пасности;
  10. Обеспечить повышение доступности социальных услуг семьям с детьми, находя­щимся в трудной жизненной ситуации; переход на участковый метод обслуживания, создание выездных мобильных бригад; повышение качества оказываемых услуг, внедрение современных технологий профилактики семейного неблагополучия и реабилитации детей; организацию эф­фективной системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  11. Содействовать повышению комфортности условий предоставления социальных ус­луг гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми в государственных учрежде­ниях социального обслуживания края. Повысить эффективность мероприятий по защите прав и интересов недееспособ­ных (ограниченно дееспособных) граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права;
  12. Усилить контроль за целевым, эффективным и своевременным расходованием ас­сигнований, направляемых на содержание государственных учреждений социального обслужи­вания, повысить материальную и дисциплинарную ответственность лиц, виновных в нарушени­ях законодательства, нецелевом использовании денежных средств;
  13. Совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции кадров, увеличить уровень обеспеченности квалифицированными кадрами учреждений со­циальной защиты населения;
  14. Проводить активное информирование населения через средства массовой инфор­мации по правовым вопросам и основным направлениям деятельности в сфере труда и соци­альной защиты населения;

Просить глав администраций муниципальных образований:

  1. Принять участие в формировании общественного мнения по повышению роли семьи в обеспечении помощи и ухода пожилым людям и инвалидам;
  2. Оказывать содействие в выявлении граждан, нуждающихся в установлении опеки, попечительства, в осуществлении контроля за исполнением опекунами, попечителями возло­женных обязанностей, в том числе сохранностью и управлением имуществом подопечных;
  3. Принять муниципальные программы социальной поддержки отдельных категорий граждан, направленные на активную социализацию инвалидов, их широкое вовлечение в заня­тия физической культурой и спортом, участие в художественной самодеятельности и коллекти­вах народного творчества, адресную поддержку обучающихся инвалидов;
  4. Принять реальные меры к созданию беспрепятственного доступа инвалидов и мало­мобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, при­ведению в должное состояние всех социально значимых зданий и сооружений;
  5. Обеспечить безусловное исполнение муниципальными органами архитектуры и гра­достроительства действующего законодательства в части обязательного согласования с органа­ми социальной защиты населения заданий на проектирования по всем вновь строящимся объек­там;
  6. Повысить роль муниципальных межведомственных комиссий по охране труда, трех­сторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в решении вопросов соблюдения прав трудящихся граждан.