По оценки исполняемых расходных обязательств департамента социальной защиты населения Краснодарского края финансирование расходов на содержание учреждений и основные мероприятия по социальной защите населения, выполнения функций государственными органами управления по реализации государственной политики в отношении граждан, нуждающихся в социальной поддержке, социальном обслуживании, а также защите их прав на территории края в 2010 году составило 21 402,9 млн. рублей, что выше на 25,1% по сравнению с финансированием расходов в 2009 году. На финансирование отрасли в 2011 году в бюджете края предусмотрено 19 028,5 млн. рублей. Исполнение бюджета в 2010 году составило 95%.
Не использованные средства в сумме 1010,0 млн. рублей образовались из остатков межбюджетных трансфертов, поступивших в виде субвенций из федерального бюджета в сумме 839,4 млн. руб. и средств краевого бюджета в сумме 170,6 млн. руб.
Остаток федеральных средств в сумме 826,8 млн. руб. подлежит использованию в 2011 году в соответствии с федеральным законом от 13 декабря 2010 года N° 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", а 12,6 млн. руб. возвращен в федеральный бюджет.
Остаток средств краевого бюджета в сумме 170,6 млн. руб. образовался по причине заявительного принципа обращений по выплатам социального характера.
Краснодарский край – один из крупнейших регионов России по числу граждан, которым предоставляются льготы, предусмотренные как законодательством Российской Федерации, так и законодательством Краснодарского края.
На предоставление социальных пособий, льгот и компенсаций, субсидий и других мер социальной поддержки жителям края в 2010 году департаментом социальной защиты населения Краснодарского края израсходовано 14,4 млн. рублей, из краевого бюджета – 8,2 млн. рублей, федерального – 6,2 млн. рублей.
Ежемесячная денежная выплата региональным льготникам
Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N° 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" право на получение ежемесячных денежных выплат предоставлено ветеранам труда, ветеранам военной службы, жертвам политических репрессий и труженикам тыла.
С 1 января 2010 года ежемесячные денежные выплаты были проиндексированы исходя из уровня инфляции 8% и составили:
- ветеранам труда и ветеранам военной службы – 341 рубль;
- труженикам тыла и жертвам политических репрессий – 497 рублей.
Ежемесячную денежную выплату получили 412,1 тыс. ветеранов труда и ветеранов военной службы, 16,9 тыс. жертв политических репрессий, 7,3 тыс. тружеников тыла. На осуществление названных выплат в 2010 году израсходовано ветеранам труда и ветеранам военной службы – 1591,9 млн. руб.; труженикам тыла – 35,9 млн. руб.; жертвам политических репрессий – 96,6 млн. руб.
В 2011 году на указанные выплаты в краевом бюджете предусмотрено 1755,2 млн. руб., что на 30,8 млн. руб. выше расходов 2010 года.
В соответствии с проводимым перерасчетом департаментом социальной защиты населения проведены следующие мероприятия: внесены изменения в программное обеспечение для автоматизированного перерасчета ежемесячных денежных выплат; произведены расчеты дополнительной потребности и внесены предложения по увеличению годовых ассигнований с внесением изменений в Закон Краснодарского края от 25 декабря 2009 года N° 1875-КЗ "О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"; в помощь специалистам управлений социальной защиты населения разработаны и направлены инструктивные, методические материалы.
Меры социальной поддержки семей с детьми, малоимущих
и многодетных семей, получающих пособия на детей.
Одним из приоритетных направлений социальной политики, проводимой администрацией Краснодарского края, является усиление адресной поддержки малообеспеченных граждан, не имеющих возможности для самостоятельного решения социальных проблем ввиду низкого уровня их доходов.
Законом Краснодарского края от 7 мая 1998 года N° 125-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае" малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставлено право на получение государственной социальной помощи. С 21 июня 2010 года названный закон утратил силу и вступил в силу Закон Краснодарского края от 9 июня 2010 года N° 1980-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае", которым установлено, что государственная социальная помощь оказывается в виде социального пособия. Порядок определения социального пособия и периода, на который оно назначается, утвержден приказом департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 22 июня 2010 года N° 377.
За 2010 год расходы на предоставление государственной социальной помощи в виде социального пособия составили 296,8 млн. рублей. Помощь получили 74677 обратившихся семей (в состав семьи входит 3 и более человек), при запланированной численности, имеющих право – 1094990 чел. На эти цели в 2011 году предусмотрено 320,3 млн. рублей (рост 7,2%).
Меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются на основании Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N° 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае".
До 1 января 2010 года многодетными считались семьи, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет. Согласно Закону Краснодарского края от 24 ноября 2010 года N° 1868-КЗ "О внесении изменения в статью 2 Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N° 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" при определении статуса многодетной семьи с 1 января 2010 года учитываются дети в возрасте от 18 до 23-х лет, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях по очной форме обучения на бюджетной основе, в связи с чем произошло увеличение многодетных семей на 3 тысячи, получающих ежегодную денежную выплату.
В 2010 году размер ежегодной денежной выплаты был проиндексирован из уровня инфляции на 8% и с 1 января 2010 года составил 2031 руб. (с ежеквартальной выплатой по 507,75 руб. на каждого несовершеннолетнего ребенка).
Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края из краевого бюджета в 2010 году было выделено 211,3 млн. рублей, израсходовано 210,5 млн. рублей на 121,4 тыс. несовершеннолетних детей из 36,7 тыс. многодетных семей, при плановом показателе 95,0 тыс. несовершеннолетних детей (в 2009 году 173,7 млн. руб. на 105,6 тыс. детей из 32,0 тыс. многодетных семей).
Планируемые расходы в 2011 году составляют 242,6 млн. рублей или на 31,3 млн. руб. больше 2010 года.
Ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям гарантировано Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N° 807-КЗ "О ежемесячном пособии на ребенка".
Ежемесячное пособие на ребенка назначается семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает установленной в крае величины прожиточного минимума на душу населения.
С 1 января 2010 года ежемесячные пособия проиндексированы и определены в следующих размерах: ежемесячное пособие на ребенка – 125 рублей; на ребенка одинокой матери – 245 рублей; на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, и на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – 180 рублей. В 2010 году расходы составили 554,1 млн. рублей.
При планируемой численности 480,4 тыс. детей пособие было назначено на 515 тыс. детей из 295,2 тысяч малоимущих семей, что больше на 34,6 тыс. детей по сравнению с 2009 годом.
В 2011 году на указанные выплаты предусмотрено 579,0 млн. руб., что на 24,9 млн. руб. больше расходов 2010 года.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июля 2010 года N° 635 "О Порядке предоставления социальной выплаты в виде денежной выплаты на полноценное питание беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до 3-х лет" предусмотрена социальная выплата в виде денежной компенсации на полноценное питание беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до 3-х лет. Денежная компенсация назначается в размере 150 руб. в месяц.
За сентябрь-декабрь 2010 года расходы на эти цели составили 50,4 млн. руб. Получили денежную компенсацию на полноценное питание: 10,3 тыс. беременных женщин; 13,6 кормящих матерей и 27,5 тыс. родителей на 27,5 тыс. детей в возрасте до 3-х лет.
В 2011 году на данную выплату предусмотрено 287 млн. руб.
Компенсация расходов и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг
Жителям края, имеющим право на жилищно-коммунальные льготы, предоставляется 50-процентная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Законы Краснодарского края от 28 июля 2006 года N° 1070-КЗ "О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и от 15 декабря "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края").
В 2010 году на оплату жилищно-коммунальных услуг расходы составили 5 925,9 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета – 2 985,8 млн. рублей, из федерального бюджета – 2 940,1 млн. рублей (в 2009 году – 4639,9 млн. руб., в том числе 2163,8 млн. руб. федеральные средства, 2473,1 млн. руб. – краевые). В 2011 году планируется произвести расходы в сумме 6 136,9 млн. рублей, что на 211,0 млн. рублей выше показателей 2010 года.
Получателями компенсации явились 843,5 тыс. человек, из них 402,2 тыс. человек получили компенсацию из краевого бюджета, плановый показатель региональных льготников составлял 406,2 тыс. человек. Уменьшение численности связано с тем, что выплата отдельным категориям жителей Краснодарского края компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, при приобретении права на меры социальной поддержки, гарантированные нормативными актами Российской Федерации, назначается и выплачивается из федерального бюджета.
Среднемесячный размер компенсации составил 475 руб. (в 2009 году – 390 руб.)
Одним из приоритетов социальной политики в Краснодарском крае является предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N° 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Оплата жилья и коммунальных услуг в пределах региональных стандартов не должна превышать максимально допустимой доли собственных расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг – 22 % совокупного дохода семьи (для многодетных семей – 15 %), в городах Краснодаре и Новороссийске – 15 % (для многодетных семей – 10 %). Сумма превышения указанного размера компенсируется субсидией.
Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края из бюджета края в 2010 году выделено 638,7 млн. рублей, с января по декабрь 2010 года выплачено субсидий в сумме 637,5 млн. рублей (в 2009 году свыше 495,9 млн. руб.).
В 2011 году на эти цели предусмотрено 836,2 млн. рублей, что на 30,7 % выше расходов 2010 года. Планируемая численность получателей субсидий на 2010 год составляла 60,6 тыс. семей, получателями субсидий в 2010 году стали 68,2 тыс. семей, что составляет 3,9 % от общего количества семей, проживающих на территории края или 18 % от числа малообеспеченных семей, состоящих на учете в управления социальной защиты населения.
Средний размер субсидии на жилищно-коммунальные услуги в 2010 году составил 810 руб. (в 2009 году – 734 руб.).
Другие выплаты из краевого бюджета
На территории Краснодарского края установлены дополнительные меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания как региональных, так и федеральных льготников, а так же пенсионеров, не имеющих льгот и учащихся из многодетных семей.
Дополнительные льготы по проезду регламентированы Законом Краснодарского края от 13 февраля 2006 года N° 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2010 годы" и постановлениями главы администрации Краснодарского края от 30 ноября 2005 года N° 1131 "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2006-2010 годах" и от 30 марта 2005 года N° 257 "О порядке возмещения предприятиям транспорта расходов на реализацию мер социальной поддержки, связанных с перевозкой отдельных категорий жителей Краснодарского края".
Ежемесячно по данным региональной энергетической комиссий департамента цен и тарифов Краснодарского края департамент социальной защиты населения Краснодарского края вносит изменения в тарифы по перевозкам транспортных предприятий, информирует о данных изменениях управления социальной защиты населения в муниципальных образованиях.
Специалистами департамента проводятся систематические проверки по целевому и своевременному использованию денежных средств, предусмотренных в бюджете на указанные цели.
В 2010 году из краевого бюджета на возмещение расходов транспортным предприятиям за перевозку граждан льготной категории было выделено 491,0 млн. рублей, а расходы составили 479 млн. рублей. В 2011 году на расходы по возмещению транспортным предприятиям проезда региональных и федеральных льготников выделено из краевого бюджета 549,1 млн. руб., что на 70,1 млн. руб. выше расходов 2010 года.
Жителям края, нуждающимся в проведении гемодиализа, установлено ежемесячное пособие на проезд в лечебные учреждения на территории края (закон Краснодарского края от 6 февраля 2008 года N° 1388-КЗ "О выплате пособий на оплату проезда лица, нуждающимся в проведении гемодиализа").
В 2010 году пособия получили 606 человек на сумму 18,0 млн. руб. (в 2009 году – 533 человека на сумму 15,4 млн. руб.). В 2011 году предусмотрено 26,4 млн. руб.
Некоторые делегированные законодательством Российской Федерации полномочия
Через органы социальной защиты населения отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю осуществляется финансирование средств на реализацию Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года N° 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона от 9 января 1997 года N° 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы". В 2010 году на меры социальной поддержки указанных категорий выделено денежных средств 1560,6 тыс. рублей, расходы составили 1560,4 тыс. рублей на 25 человек (плановые показатели не предусмотрены).
В 2010 году на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 года N° 936 "Об утверждении Правил предоставления в 2008-2010 годах из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" денежные средства не выделялись.
Предоставление социальных услуг гражданам,
семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, повышение их качества и эффективности
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов ориентировано на обеспечение доступности основных социальных услуг и гарантий граждан независимо от места их проживания, а также преемственности в их предоставлении.
Одной из основных задач, стоящих перед департаментом в 2010 году, являлась ликвидация очередности в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Проведенные мероприятия по оптимизации действующих государственных учреждений социального обслуживания края позволили в истекшем году увеличить коечную сеть в домах-интернатах для престарелых и инвалидов на 505 мест и тем самым ликвидировать очередность в эти учреждения.
В 2010 году внедрен программный комплекс "Интернат", который позволил сделать очередь в дома-интернаты "прозрачной" и исключить возможность внеочередного помещения граждан в учреждения.
Вместе с тем, в целях предупреждения возникновения очередности необходимо изменить подход к определению самой нуждаемости граждан в помещении в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Как правило, основными причинами помещения в учреждения становятся ветхое состояние жилья или его отсутствие, межличностные конфликты и имущественные противоречия в семье, утрата или ослабление социальных связей.
Поэтому в 2011 году ставим задачу не увеличивать коечную сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов, а дифференцированно определять нуждаемость каждого гражданина в стационарном обслуживании. Для этого разработан новый порядок приема пожилых граждан в дома-интернаты, который предусматривает обязательное надомное социальное обслуживание в течение одного года и не менее шести месяцев в отделениях временного проживания. Одновременно в 2011 году будут внесены изменения по участию трудоспособных детей в оплате за стационарное социальное обслуживание пожилых родителей.
В 2010 году удалось решить многолетнюю проблему по отселению лиц, достигших 18-летнего возраста и страдающих психическими расстройствами, из детских домов-интернатов для умственно отсталых детей в психоневрологические интернаты. Для этого Ейский детский дом-интернат для умственно отсталых детей был перепрофилирован в реабилитационный центр для лиц с психическими расстройствами.
Дети-инвалиды с умственной отсталостью сегодня размещаются в двух домах-интернатах, коечная сеть которых в 2010 году за счет реорганизации других учреждений социального обслуживания увеличена на 60 мест.
Вместе с тем, устойчивая тенденция к росту детской инвалидности в связи с психическими расстройствами, а также ежегодное поступление в среднем 30 детей-инвалидов в дома-интернаты для умственно отсталых детей, дают основание считать, что действующая коечная сеть этих учреждений будет недостаточна. В связи с этим планируется строительство жилого корпуса на 150 мест в Армавирском детском доме-интернате для умственно отсталых детей.
В 2010 году увеличена коечная сеть психоневрологических интернатов на 650 мест, за счет высвобождения площадей в Медведовском и Киевском психоневрологических интернатах, перепрофилирования Ейского детского дома-интерната для умственно отсталых детей в Ейский реабилитационный центр для лиц с психическими расстройствами, Тимашевского дома-интерната для престарелых и инвалидов в Тимашевский дом милосердия. Вместе с тем, в департамент ежегодно поступают в среднем около 350 документов на помещение граждан в психоневрологические интернаты. В связи с этим проблема их размещения решена только частично, очередность сокращена на 266 человек (с 1100 до 834 человек). В 2011 году планируется сокращение очередности граждан на помещение в психоневрологические интернаты на 150 человек.
На сегодняшний день около 7% жителей края составляют лица с психическими расстройствами, многие из которых остро нуждаются в помещении в стационарные учреждения социального обслуживания края.
Для решения этой проблемы проводится реорганизация Армавирского дома-интерната для престарелых и инвалидов и запланировано на ближайшие три года строительство четырех спальных корпусов для взрослых людей с психическими расстройствами на 1150 мест.
В 2010 году проведена работа по изменению нормативной правовой базы в части оплаты за стационарное обслуживание.
Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов
Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются ключевым звеном, стержнем нашей системы, именно они первыми приходят на помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В 2010 году были определены приоритетные задачи в области социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов:
1) продолжить оптимизацию структуры центров социального обслуживания;
2) создать новую систему показателей в области социального обслуживания, которая ориентирована на результат.
Перераспределение освободившихся средств позволило профинансировать дополнительные мероприятия на сумму 57,8 млн. руб., в том числе увеличить коечную сеть домов-интернатов на 505 мест.
В целях оптимизации системы показателей в области социального обслуживания, ориентированной на результат, разработан программный комплекс по учету социальных услуг. Он позволил создать единую базу граждан, состоящих на социальном обслуживании, осуществлять расчеты при помощи современных технологий, проводить мониторинг услуг и контроль организации социального обслуживания граждан.
В 2010 году удалось увеличить внебюджетные поступления более чем в 2 раза (2008 – 63,8 млн. руб.; 2009 – 90,8 млн. руб.; 2010 – 175 млн. руб.) за счет расширения охвата граждан, имеющих родственников, способных оплачивать социальные услуги на дому, а также расширения спектра оказываемых услуг (услуги сиделок, стирка штор и т.д.).
Сегодня за счет внебюджетных средств появилась возможность повысить заработную плату сотрудникам, производить капитальные ремонты в учреждениях, оснастить их транспортом, необходимым оборудованием.
В 2010 году также усилия были направлены на оказание своевременной мобильной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.
Во 2-м полугодии 2010 года в городе Краснодаре создана мобильная бригада, которая оказывает бездомному помощь на месте и доставляет его в учреждение, где ему помогают выйти из кризисной ситуации. За это время 156 граждан получили возможность вернуться к нормальной жизни.
В 2011 году в целях оптимизации структуры будет проведена реорганизация центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в комплексные центры социального обслуживания населения. Деятельность будет направлена на оказание социальной помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Эта помощь будет оказываться специалистами по социальной работе, находящимися в каждом сельском и внутригородском поселении муниципальных образований. При проведении подворовых обходов будут комплексно выявляться проблемы каждой семьи с целью оказания всесторонней помощи как гражданам пожилого возраста, инвалидам, так и семьям с несовершеннолетними детьми.
В целях оперативности оказания неотложной помощи гражданам в учреждениях будут созданы мобильные бригады при отделениях срочного социального обслуживания. Это позволит с выездом на место дойти до каждого кубанца, нуждающегося в услугах социального и медицинского работников, юриста, психолога и других специалистов.
В каждом комплексном центре планируется открыть социально-реабилитационные отделения, в которых будут функционировать социальные пункты проката технических средств реабилитации и адаптации, кроме этого создать школы по уходу за гражданами пожилого возраста и детьми-инвалидами, в которых проводить обучение родителей, родственников и персонала коррекционным методикам для применения их в домашних условиях.
В 2011 году планируется внедрять стационарозамещающие технологии с использованием инновационных форм социального обслуживания населения. Запланировано введение института приемной семьи для пожилых граждан. Мониторинг показал, что 271 пожилой гражданин, проживающий на территории Краснодарского края, желает проживать в приемных семьях. Эта форма социального обслуживания позволит также укрепить традиции взаимопомощи и избежать социального одиночества.
Реабилитация инвалидов
На Кубани свыше 420 тысяч инвалидов, из них – 12 тысяч относится к категории маломобильных граждан, более 16 тысяч детей-инвалидов.
За 2010 год сформирован региональный банк данных детей-инвалидов. Во всех муниципальных образованиях внедрено единое программное обеспечение. Оно позволяет определить потребность каждого ребенка-инвалида в социальных услугах и отследить в режиме реального времени его реабилитационный процесс.
Сегодня внутри отрасли разработан новый Порядок приема детей-инвалидов на реабилитацию в краевые учреждения, который позволит значительно увеличить количество детей, проходящих реабилитацию.
Расширяется сеть реабилитационных учреждений, несмотря на то, что это очень затратные мероприятия. В прошлом году было выделено 6 миллионов рублей и приобретены 2 здания в Крыловском районе для открытия реабилитационного центра.
Важное направление – это реабилитация в рамках летнего оздоровления. В 2011 году финансирование данного направления увеличено почти в 3 раза. Выделено более 7 миллионов рублей, которые будут направлены на оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2010 году начала работать новая схема, позволяющей обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Принят новый порядок возбуждения дел об административных правонарушениях в области создания доступной среды.
При переходе на новый Порядок работы были проведены обучающие семинары, организованы курсы повышения квалификации специалистов, была издана методическая литература. Только за ноябрь-декабрь 2010 года в доход государства по зачисленным штрафам было направлено более полумиллиона рублей.
Информационная работа в органах социальной защиты населения
Целью информационной политики органов и учреждений социальной защиты населения является создание информационной открытости деятельности для общественности, установление обратной связи с группами общественности, являющимися потребителями информации, поддержка позитивного имиджа отрасли.
Информационная работа департамента социальной защиты населения Краснодарского края направлена на создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов с целью качественного и результативного решения социальных задач.
Одно из приоритетных направлений информационной работы – своевременное и полное информирование жителей. Основные задачи в этой области: оперативное получение гражданами социальной информации.
Для информирования населения о гарантиях и правах в сфере социальной защиты практиковались такие мероприятия, как выездные приемы специалистов управлений социальной защиты населения по сельским округам; встречи с учащимися образовательных учреждений, участие в сходах граждан. Разрабатывались и распространялись листовки, памятки, брошюры на социальные темы, в том числе на электронных носителях.
Перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов
Департамент социальной защиты населения Краснодарского края для повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств считает необходимым направить усилия департамента, управлений социальной защиты населения департамента в муниципальных образованиях, государственных учреждений, подведомственных департаменту социальной защиты населения Краснодарского края на решение следующих основных задач:
- Осуществлять адресное предоставление мер социальной поддержки населению в полном соответствии с действующим законодательством, обеспечив целевое расходование средств, выделяемых на предоставление социальных выплат;
- Совершенствовать нормативную правовую базу, регулирующую вопросы предоставления жителям края социальных выплат;
- Усилить межведомственное взаимодействие в вопросах реабилитации инвалидов с органами исполнительной власти края, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями.
- Проводить постоянную работу по расширению спектра реабилитационных услуг, предоставляемых инвалидам в социально-реабилитационных отделениях государственных учреждений социального обслуживания края, повышению эффективности деятельности этих учреждений;
- Обеспечить контроль за соблюдением требований по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в муниципальных образованиях края;
- Продолжить работу по развитию учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи и детей; укреплению их материально-технической базы, приведению в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, противопожарной безопасности;
- Обеспечить повышение доступности социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации; переход на участковый метод обслуживания, создание выездных мобильных бригад; повышение качества оказываемых услуг, внедрение современных технологий профилактики семейного неблагополучия и реабилитации детей; организацию эффективной системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Содействовать повышению комфортности условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми в государственных учреждениях социального обслуживания края;
- Повысить эффективность мероприятий по защите прав и интересов недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права
- Усилить контроль за целевым, эффективным и своевременным расходованием ассигнований, направляемых на содержание государственных учреждений социального обслуживания, повысить материальную и дисциплинарную ответственность лиц, виновных в нарушениях законодательства, нецелевом использовании денежных средств;
- Совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, увеличить уровень обеспеченности квалифицированными кадрами учреждений социальной защиты населения.
Распределение бюджетных ассигнований производится в соответствии с приказами департамента по финансам, бюджету и контролю от 15 декабря 2009 года N° 352 "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств краевого бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета)", от 26.12.2008 N° 517 "Об утверждении Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования при организации исполнения краевого бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита краевого бюджета", от 16 декабря 2009 года N° 356 "Об утверждении порядка составления и ведения кассового плана исполнения краевого бюджета в текущем финансовом году".
В соответствии с приказом департамента от 29 ноября 2009 года N° 777 "О проведении аудита результативности деятельности государственных учреждений социального обслуживания Краснодарского края, подведомственных департаменту социальной защиты населения Краснодарского края" проводится аудит результативности деятельности бюджетных учреждения, подведомственных департаменту социальной защиты населения Краснодарского края.
По итогам аудита результативности деятельности государственных учреждений были приняты следующие меры:
- утверждено государственное задание на оказание государственной услуги "Социальное обслуживание семьи и детей в государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края" в соответствии с приказом департамента от 7 мая 2010 года N° 259;
- утвержден Порядок учета мест в государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края: центрах социальной помощи семье и детям, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, отделениях реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (приказ департамента от 15 октября 2010 года N° 797);
- проведена реорганизация отдельных учреждений в соответствии с приказами департамента от 29 октября 2010 года N° 864;
- для оптимизации численности мест в государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края подготовлен приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 2 ноября 2010 года N° 890;
- приказом региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 24 ноября 2010 года N° 8/2010-нс "Об установлении экономически обоснованных тарифов на дополнительные социальные услуги, оказываемые государственными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края" приняты экономически обоснованные тарифы на дополнительные социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Краснодарского края;
По результатам проведенного аудита и мониторинга были возвращено в доход бюджета 700,7 тыс. рублей.
Кроме того разработан и находится в стадии утверждения ведомственный план департамента социальной защиты населения Краснодарского края по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (прилагается); протоколом совещания с руководителями органов исполнительной власти Краснодарского края, структурных подразделений администрации Краснодарского края от 18 мая 2011 года N° 2 решено утвердить представленный проект графика реализации ведомственного плана департамента социальной защиты населения Краснодарского края по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
В рамках реализации мер по расширению сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 июня 2008 года N° 548 "О создании системы управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти Краснодарского края", департаментом социальной защиты населения Краснодарского края разработана и утверждена ведомственная целевая программа "Социальная защита населения Краснодарского края на 2011-2013 годы" (приказ от 08.07.2011 года N° 707).
Оценка мероприятий по повышению
эффективности деятельности субъекта бюджетного планирования
Нормативные акты Краснодарского края и Российской Федерации, гарантирующие предоставление мер социальной поддержки, обеспечивают адресность и своевременность предоставления мер социальной поддержки, способствуют снятию социальной напряженности, улучшению качества предоставления услуг в государственных учреждениях социального обслуживания края.
Предусмотренные денежные средства краевого бюджета и переданные полномочия из федерального бюджета позволили обеспечить выплату пособий, льгот, компенсаций и субсидий свыше 1 000 000 человек.
В соответствии с ведомственным планом повышения эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов планируемая экономия бюджетных средств составит:
- 2011 год – 46800,0 тыс.рублей (использование процедур проведения открытого аукциона в электронной форме при размещении заказов на приобретение товаров, работ, услуг – 40000,0 тыс.рублей, сокращение бюджетными учреждениями потребления энергетических ресурсов – 6800,0 тыс.рублей);
- 2012 год – 60082,3 тыс.рублей (использование процедур проведения открытого аукциона в электронной форме при размещении заказов на приобретение товаров, работ, услуг – 42000,0 тыс.рублей, сокращение бюджетными учреждениями потребления энергетических ресурсов – 7600,0 тыс.рублей, оптимизации численности государственных гражданских служащих и расходов на обеспечение их деятельности – 10482,3 тыс.рублей);
- 2013 год - 82519,7 тыс.рублей (использование процедур проведения открытого аукциона в электронной форме при размещении заказов на приобретение товаров, работ, услуг – 45000,0 тыс.рублей, сокращение бюджетными учреждениями потребления энергетических ресурсов – 8500,0 тыс.рублей, оптимизации численности государственных гражданских служащих и расходов на обеспечение их деятельности – 29019,7 тыс.рублей).
Заместитель руководителя департамента И.И.Целищева