Раздел 4. Эффективность и результативность деятельности

По оценке исполняемых расходных обязательств департамента социальной защиты населения Краснодарского края финансирование расходов на содержание учреждений и основные мероприятия по социальной защите населения, выполнения функций государственными органами управления по реализации государственной политики в отношении граждан, нуждающихся в социальной поддержке, социальном обслуживании, а также защите их прав на территории края в 2009 году составило 17 106,9 млн. рублей, что выше на 31,6% по сравнению с финансированием расходов в 2008 году. На финансирование отрасли в 2010 году в бюджете края предусмотрено 17 009,3 млн. рублей. Исполнение бюджета в 2009 году составило 88,2%. Не использованные остатки межбюджетных трансфертов в сумме 2 012,9 млн. рублей в форме субвенций из федерального бюджета бюджету Краснодарского края подлежат использованию в 2010 году в соответствии с федеральным законом от 2 декабря 2009 года N° 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Важнейшим инструментом социальной политики является адресная поддержка населения, в первую очередь малообеспеченных и социально-уязвленных категорий.

На предоставление социальных пособий, льгот и компенсаций, субсидий и других мер социальной поддержки жителям края в 2009 году департаментом социальной защиты населения Краснодарского края израсходовано 9,2 млн. рублей, из краевого бюджета – 6,2 млн. рублей, федерального – 3 млн. рублей.

Ежемесячная денежная выплата региональным льготникам

Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N° 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" право на получение ежемесячных денежных выплат предоставлено ветеранам труда, ветеранам военной службы, жертвам политических репрессий и труженикам тыла.

С 1 января 2009 года ежемесячные денежные выплаты были проиндексированы дважды: из уровня инфляции 8,5% и доиндексированы до уточненного прогноза инфляции 13% и составили:

труженикам тыла и жертвам политических репрессий – 460 рублей;

ветеранам труда и ветеранам военной службы – 315 рублей.

В соответствии с проводимыми перерасчетами департаментом социальной защиты населения были проведены следующие мероприятия: внесены изменения в программное обеспечение для автоматизированного перерасчета ежемесячных денежных выплат; произведены расчеты дополнительной потребности в ассигнованиях и внесены предложения в Законодательное собрание Краснодарского края на увеличение годовых ассигнований и внесения изменений в Закон Краснодарского края от 8 декабря 2008 года N° 1599-КЗ "О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"; в помощь специалистам управлений социальной защиты населения разработаны и направлены инструктивные, методические материалы.

Плановый показатель по ежемесячной денежной выплате составлял 450,6 тыс. человек, однако фактически указанную выплату получили 439,7 тыс. человек. Это связано в первую очередь с тем, что выплата отдельным категориям жителей Краснодарского края ежемесячной денежной выплаты прекращается, ввиду приобретения права на меры социальной поддержки, гарантированные нормативными актами Российской Федерации. Также при наличии у лиц, права на меры социальной поддержки на основании данного Закона, других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований Краснодарского края меры социальной поддержки предоставляются по одному нормативному правовому акту по выбору заявителя. К причинам, повлекшим возникновение отклонений показателей можно отнести смертность получателей ежемесячной денежной выплаты.

 

Меры социальной поддержки семей с детьми, малоимущих

и многодетных семей, получающих пособия на детей.

 

Одним из приоритетных направлений социальной политики, проводимой администрацией края, является усиление адресной поддержки малообеспеченных граждан, не имеющих возможности для самостоятельного решения социальных проблем ввиду низкого уровня их доходов.

Для осуществления выплаты государственной социальной помощи департаментом социальной защиты населения Краснодарского края были приняты следующие мероприятия: формирование краевого бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи; принятие законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края по вопросам определения и установления потребительской корзины, величины прожиточного минимума, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом "О государственной социальной помощи".

В краевом бюджете на выплату государственной социальной помощи в 2009 году департаменту социальной защиты населения Краснодарского края было выделено 288,8 млн. рублей, расходы составили 288,8 млн. рублей. Помощь получили 80 315 обратившихся семей (в состав семьи входит 3 и более человек), при запланированной численности, имеющих право – 1084956 чел. На эти цели в 2010 году предусмотрено 298,8 млн. рублей (рост 3,5%).

Департаментом социальной защиты населения Краснодарского края ежегодно формируется краевой бюджет в части расходов на выплату ежегодной денежной выплаты многодетным семьям; определяет порядок предоставления ежегодной денежной выплаты, проводит систематические проверки управлений социальной защиты населения на предмет целевого расходования денежных средств, оснований для ежегодной выплаты.

На ежегодную денежную выплату многодетным семьям, установленную  Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N° 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" департаменту социальной защиты населения Краснодарского края из краевого бюджета в 2009 году было выделено 173,7 млн. рублей, израсходовано 173,7 млн. рублей для выплаты 106 тыс. несовершеннолетних детей из 32,0 тыс. многодетных семей, при плановом показателе 91,0 тыс. несовершеннолетних детей, планируемые расходы в 2010 год составляют 170,8 млн. рублей.

Ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям гарантировано Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N° 807-КЗ "О ежемесячном пособии на ребенка".

С 1 января 2009 года ежемесячные пособия проиндексированы и определены в следующих размерах: ежемесячное пособие на ребенка – 115 рублей; на ребенка одинокой матери – 225 рублей; на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, и на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – 165 рублей. На выплату ежемесячного пособия на ребенка в 2009 году расходы составили 537,9 млн. рублей.

В соответствии с индексацией департаментом социальной защиты населения были проведены следующие мероприятия: внесены изменения в программное обеспечение для автоматизированной индексации ежемесячных пособий; произведены расчеты дополнительной потребности в ассигнованиях и внесены предложения в Законодательное собрание Краснодарского края на увеличение годовых ассигнований и внесения изменений в Закон Краснодарского края от 8 декабря 2008 года N° 1599-КЗ "О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"; в помощь специалистам управлений социальной защиты населения разработаны и направлены инструктивные, методические материалы.

При планируемой численности 342,8 тыс. детей пособие было назначено на 384 тыс. детей из 256 тысяч малоимущих семей, что больше на 20 тыс. детей и 16 тыс. малоимущих семей по сравнению с 2008 годом.

 

Компенсация расходов и субсидии

на оплату жилья и коммунальных услуг

 

Организация работы департамента социальной защиты населения Краснодарского края по предоставлению жителям края социальных выплат и льгот постоянно совершенствуется.

С 2009 года в крае проведена полная монетизация жилищно-коммунальных льгот: последняя натуральная льгота по приобретению твердого топлива заменена денежной выплатой, что позволило гражданам самостоятельно выбирать поставщика услуги с учетом цены и качества топлива, исключить случаи недовеса и необоснованных затрат на доставку.

В 2009 году на оплату жилищно-коммунальных услуг расходы составили 4 636,9 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета – 2 473,1 млн. рублей, из федерального бюджета – 2163,8 млн. рублей. В 2010 году планируется произвести расходы в сумме 4 876,2 млн. рублей, что выше на 239,3 млн. рублей.

Получателями компенсации явились 837 тыс. человек, из них 406,2 тыс. человек получили компенсацию из краевого бюджета, плановый показатель региональных льготников составлял 495,7 тыс. человек. Уменьшение численности связано с тем, что выплата отдельным категориям жителей Краснодарского края компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, при приобретении права на меры социальной поддержки, гарантированные нормативными актами Российской Федерации, назначается и выплачивается из федерального бюджета.

Одним из приоритетов социальной политики в Краснодарском крае является предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N° 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".

Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края из бюджета края в 2009 году выделено 495,8 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета – 393,7 млн. рублей, из федерального бюджета – 102,1 млн. рублей, с января по декабрь 2009 года выплачено субсидий в сумме 495,8 млн. рублей. В 2010 году на эти цели предусмотрено 504,5 млн. рублей, что на 1,7 % выше расходов 2009 года. Планируемая численность получателей субсидий на 2009 год составляла 53,6 тыс. семей, получателями субсидий в 2009 году стало 68 тыс. семей, что выше по сравнению с 2008 годом на 21,3 тыс. семей.

 

Другие выплаты из краевого бюджета

 

На территории Краснодарского края установлены дополнительные меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания как региональных, так и федеральных льготников, а так же пенсионеров, не имеющих льгот и учащихся из многодетных семей.

Дополнительные льготы по проезду регламентированы Законом Краснодарского края от 13 февраля 2006 года N° 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2010 годы" и постановлениями главы администрации Краснодарского края от 30 ноября 2005 года N° 1131 "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2006-2010 годах" и от 30 марта 2005 года N° 257 "О порядке возмещения предприятиям транспорта расходов на реализацию мер социальной поддержки, связанных с перевозкой отдельных категорий жителей Краснодарского края".

Ежемесячно по данным региональной энергетической комиссий департамента цен и тарифов Краснодарского края департамент социальной защиты населения Краснодарского края вносит изменения в тарифы по перевозкам транспортных предприятий, информирует о данных изменениях управления социальной защиты населения в муниципальных образованиях.

 Специалистами департамента проводятся систематические проверки по целевому и своевременному использованию денежных средств, предусмотренных в бюджете на указанные цели.

 В 2009 году из краевого и федерального бюджетов на возмещение расходов транспортным предприятиям за перевозку граждан льготной категории было выделено 558,1 млн. рублей, а расходы составили 557,9 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета – 439,3 млн. руб., из федерального бюджета – 118,6 млн. рублей. В 2010 году на расходы по возмещению транспортным предприятиям проезда региональных и федеральных льготников выделено из краевого бюджета 529,6 млн. руб., федеральные средства не предусмотрены.

 

Некоторые делегированные

законодательством Российской Федерации полномочия

 

Через органы социальной защиты населения отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю осуществляется финансирование средств на реализацию Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года N° 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона от 9 января 1997 года N° 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы". В 2009 году на меры социальной поддержки указанных категорий выделено денежных средств 1493,4 тыс. рублей, расходы составили 1493,4 тыс. рублей на 27 человек (плановые показатели не предусмотрены).

Департамент социальной защиты населения Краснодарского края разрабатывает и готовит социальную Программу, определяет контингент получателей и потребность в денежных средствах на указанные цели, контролирует целевое и своевременное использованные выделенных средств.

В 2009 году на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 года N 936 "Об утверждении Правил предоставления в 2008-2010 годах из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" было выделено 14740,2 млн. руб., израсходовано 14685,3 млн. руб. Помощь получили 9800 человек (плановые показатели не предусмотрены).

 

Предоставление социальных услуг гражданам,

семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, повышение их качества и эффективности

 

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов ориентировано на обеспечение доступности основных социальных услуг и гарантий граждан независимо от места их проживания, а также преемственности в их предоставлении.

С каждым годом улучшаются условия проживания престарелых граждан и инвалидов в стационарных учреждениях. За последние два года рост затрат по их содержанию увеличился на 17 % в месяц и составил: в 2008 году – 11 тыс. 800 рублей, 2009 году – 13 тыс. 800 рублей. Престарелые граждане, несовершеннолетние дети и малолетние инвалиды обеспечены достойным питанием с соблюдением натуральных норм, одеждой, обувью, медицинским обслуживанием с учетом индивидуальных потребностей, предметами личной гигиены и санитарии.

Дополнительно к бюджетным ассигнованиям поступили денежные средства по внебюджетным источникам в сумме 360 миллионов рублей, из них 278 миллионов получено от оплаты за стационарное и временное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

Наибольшая доля расходов стационарных учреждений (75%) направлена на приобретение мягкого инвентаря (70 млн. рублей) и продуктов питания (200 млн. рублей).

На внебюджетные счета центров социального обслуживания в 2009 году поступило свыше 82 млн. рублей, что в 2,5 раза больше в сравнении с 2008 годом.

Полученные средства использованы учреждениями на оплату труда и материальное стимулирование работников, укрепление материальной базы, оплату работ и услуг.

В целях обеспечения достойных условий содержания престарелых граждан и детей-инвалидов особое внимание уделяется вопросу приведения жилых зданий в состояние, отвечающее современным требованиям. С этой целью из бюджета края ежегодно выделяются средства на проведение капитального ремонта. В настоящее время на балансе учреждений социального обслуживания находятся 1243 здания. В 2009 году на проведение ремонтно-строительных работ по отрасли освоено 158,7 млн. рублей.

 

 

Реабилитация инвалидов

 

На Кубани свыше 420 тысяч инвалидов, из них – 12 тысяч относится к категории маломобильных граждан, более 15 тысяч детей-инвалидов. За счет средств краевого бюджета ежегодно инвалидам по зрению и с нарушением слуха выдаются более двух тысяч технических средств, компенсируются затраты на проезд для прохождения реабилитации.

С каждым годом увеличивается число нуждающихся в технических средствах реабилитации инвалидов и количество выданных им изделий. Если в 2006 году количество нуждающихся составляло 351 человек, то в 2009 году – 2719 человек (в 8 раз больше). Прогноз был меньше – 1226 человек. С учетом выявленной потребности в технических средствах реабилитации на 2010 год предусмотрены средства в краевом бюджете в сумме 3,1 млн. рублей, которые позволят её полностью закрыть.

Введен в эксплуатацию Белореченский комплексный центр реабилитации инвалидов. Сделан капитальный ремонт основного здания, приобретено реабилитационное оборудование, идет строительство пристройки для размещения спального корпуса и пищеблока.

Важной задачей интеграции инвалидов в общество является устранение архитектурно-строительных барьеров для беспрепятственного их доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Действенным средством является применение мер административной ответственности к собственникам зданий, недоступных для инвалидов. В 2009 году органами социальной защиты населения согласовано 827 заданий на проектирование строящихся и реконструируемых зданий, обследовано 1046 объектов социальной инфраструктуры, выдано 849 предписаний, составлено и направлено в суд 57 протоколов об административных правонарушениях.

 

Охрана, условия и экспертиза труда

 

С целью совершенствования нормативной базы инициировано внесение изменений в Законы "О Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и "О социальном партнерстве в Краснодарском крае".

Всего на 1 января 2010 года в организациях и у индивидуальных предпринимателей действовало 17154 коллективных договора, что на 3,2% больше, чем на соответствующую дату 2009 года. В течение 2009 года проведена уведомительная регистрация 6,8 тыс. коллективных договоров, что на 11,7% больше, чем в предшествующем году.

Доля коллективных договоров, заключенных в организациях частной формы собственности, достигла 58%.

Коллективными договорами защищено около 1,1 млн. человек, что составляет более 60% от общей численности работающих.

В 2009 году контроль за реализацией коллективных договоров осуществлен почти в 12 тыс. организаций, что составляет около 80% от числа действующих коллективных договоров. Общая сумма затрат работодателей на реализацию коллективных договоров составила 1720 млн. рублей.

Продолжался контроль за соблюдением работодателями требований об уровне минимальной заработной платы работников, установленном для государственных и муниципальных учреждений - отраслевыми системами оплаты труда, для субъектов негосударственного сектора - Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Краснодарском крае. Минимальная заработная плата на уровне и выше прожиточного минимума для трудоспособного населения установлена практически во всех коллективных договорах организаций частной формы собственности и индивидуальных предпринимателей.

Управления социальной защиты населения департамента активно проводили информационно-разъяснительную работу среди работодателей и работников: выступали на семинарах-совещаниях, в средствах массовой информации, оказывали консультативную и методическую помощь. Всего консультативную помощь получили более 50 тысяч человек. В средствах массовой информации размещено более 1 тысячи материалов.

С целью выявления фактов задолженности по оплате труда в организациях всех форм собственности департамент социальной защиты населения Краснодарского края взаимодействует с другими отраслевыми департаментами. Результаты мониторинга направляются в администрацию края, главам муниципальных образований, отраслевым департаментам, органы надзора и контроля для принятия соответствующих мер.

Для достижения оперативности при содействии работникам в защите своих социально-трудовых прав в управлениях социальной защиты населения департамента в муниципальных образованиях края организована работа телефонов "горячей линии" для принятия обращений граждан о нарушении их трудовых прав, в том числе на своевременную выплату заработной платы, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников. В течение 2009 года в управления социальной защиты населения департамента по горячим линиям поступило около 3 тыс. обращений.

В результате принятых мер более 800 работникам выплачены задержанные или доначислены денежные средства в общей сумме более 9,2 млн. рублей.

Основными задачами на 2010 год в области регулирования социально-трудовых отношений являются:

− проведение методической и разъяснительной работы по предупреждению нарушений трудового законодательства в отношении работников;

− дальнейшее развитие социального партнерства через вовлечение в коллективно-договорные отношения субъектов малого предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей;

− проведение мониторинга уровня жизни населения, в том числе оплаты труда;

− принятие мер по ликвидации задолженности по заработной плате работникам;

− реализация Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае, утвержденного решением Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20 марта 2008 года N° 1-3;

− реализация и мониторинг отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края.

 

Информационная работа в органах социальной защиты населения

 

Целью информационной политики органов и учреждений социальной защиты населения является создание информационной открытости деятельности для общественности, установление обратной связи с группами общественности, являющимися потребителями информации, поддержка позитивного имиджа отрасли.

Информационная работа департамента социальной защиты населения Краснодарского края направлена на создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов с целью качественного и результативного решения социальных задач.

Одно из приоритетных направлений информационной работы – своевременное и полное информирование жителей. Основные задачи в этой области: оперативное получение гражданами социальной информации.

Для информирования населения о гарантиях и правах в сфере социальной защиты практиковались такие мероприятия, как выездные приемы специалистов управлений социальной защиты населения по сельским округам; встречи с учащимися образовательных учреждений, участие в сходах граждан. Разрабатывались и распространялись листовки, памятки, брошюры на социальные темы, в том числе на электронных носителях.

 

 

Перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов

 

Департамент социальной защиты населения Краснодарского края для повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств считает необходимым направить усилия департамента, управлений социальной защиты населения департамента в муниципальных образованиях, государственных учреждений, подведомственных департаменту социальной защиты населения Краснодарского края на решение следующих основных задач:

1. Содействовать развитию и активизации социального партнерства на всех уровнях, повышать эффективность коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, обес­печив действенный контроль за выполнением сторонами обязательств коллективных договоров и соглашений;

2. Осуществлять адресное предоставление мер социальной поддержки населению в полном соответствии с действующим законодательством, обеспечив целевое расходование средств, выделяемых на предоставление социальных выплат;

3. Совершенствовать нормативную правовую базу, регулирующую вопросы предос­тавления жителям края социальных выплат, предусмотрев принятие решений, направленных на смягчение негативных последствий экономического кризиса;

4. Усилить межведомственное взаимодействие в вопросах реабилитации инвалидов с органами исполнительной власти края, территориальными подразделениями федеральных ор­ганов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организа­циями.

5. Проводить постоянную работу по расширению спектра реабилитационных услуг, предоставляемых инвалидам в социально-реабилитационных отделениях государственных уч­реждений социального обслуживания края, повышению эффективности деятельности этих уч­реждений;

6. Обеспечить контроль за соблюдением требований по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в муниципаль­ных образованиях края;

7. Продолжить работу по развитию учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи и детей; укреплению их материально-технической базы, приведению в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, противопожарной безо­пасности;

8. Обеспечить повышение доступности социальных услуг семьям с детьми, находя­щимся в трудной жизненной ситуации; переход на участковый метод обслуживания, создание выездных мобильных бригад; повышение качества оказываемых услуг, внедрение современных технологий профилактики семейного неблагополучия и реабилитации детей; организацию эф­фективной системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

9. Содействовать повышению комфортности условий предоставления социальных ус­луг гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми в государственных учрежде­ниях социального обслуживания края;

10. Повысить эффективность мероприятий по защите прав и интересов недееспособ­ных (ограниченно дееспособных) граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права

11. Усилить контроль за целевым, эффективным и своевременным расходованием ас­сигнований, направляемых на содержание государственных учреждений социального обслужи­вания, повысить материальную и дисциплинарную ответственность лиц, виновных в нарушени­ях законодательства, нецелевом использовании денежных средств;

12. Совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции кадров, увеличить уровень обеспеченности квалифицированными кадрами учреждений со­циальной защиты населения;

13. Проводить активное информирование населения через средства массовой инфор­мации по правовым вопросам и основным направлениям деятельности в сфере труда и соци­альной защиты населения.

Распределение бюджетных ассигнований производится в соответствии с приказами департамента по финансам, бюджету и контролю от 27.11.2008 N°397 "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств краевого бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета)", от 16.12.2008 N° 479 "Об утверждении Порядка составления и ведения кассового плана исполнения краевого бюджета в текущем финансовом году", от 26.12.2008 N° 517 "Об утверждении Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования при организации исполнения краевого бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита краевого бюджета".

Для совершенствования контроля соблюдения бюджетного законодательства издан приказ департамента от 29 ноября 2009 года N° 777 "О проведении аудита результативности деятельности государственных учреждений социального обслуживания Краснодарского края, подведомственных департаменту социальной защиты населения Краснодарского края". Целью проведения аудита результативности деятельности является обеспечение департамента социальной защиты населения Краснодарского края (далее – департамент) полной и объективной информацией о степени достижения целей, выполнения задач, степени и качестве реализации бюджетных целевых программ.

Задачи проведения аудита результативности деятельности бюджетного учреждения заключаются в следующем:

оценка качества постановки целей и задач деятельности;

оценка эффективности реализации целей и выполнения задач бюджетного учреждения;

выявление отклонений полученных результатов от плановых показателей;

анализ и определение причин выявленных отклонений;

подготовка рекомендаций по совершенствованию процесса планирования и реализации целей, выполнения задач бюджетного учреждения.

Объектами аудита результативности являются бюджетные учреждения.

Предметом аудита результативности деятельности является деятельность бюджетного учреждения в целом, а также отдельные функциональные области или сферы его деятельности по достижению целей и выполнению задач. Предметом аудита результативности деятельности могут быть процессы внутриведомственного планирования и внутреннего контроля.

Основными принципами проведения аудита результативности деятельности являются:

отсутствие конфликта интересов (в том числе независимость лиц, осуществляющих проверку, от руководства проверяемых объектов);

профессиональная компетентность и добросовестность лиц, осуществляющих проверку;

обоснованность выводов, полученных в результате проверок;

регулярность проведения мероприятий аудита.

Аудит результативности деятельности может проводиться в двух основных формах:

мониторинг результативности – наблюдение (отслеживание) процесса достижения целей путем анализа показателей результатов деятельности и динамики связанных с ней бюджетных расходов;

проверка – единичное исследование состояния дел объекта аудита с целью оценки степени и механизмов реализации планов объектами аудита или оценки осуществления ими процессов аудита в бюджетных учреждениях.

Мониторинг результативности является средством раннего выявления нежелательных тенденций в процессе достижения целей и представляет собой систему мероприятий, направленных на получение оперативной информации о показателях, характеризующих выполнение тактических задач бюджетных учреждений.

Основной задачей мониторинга результативности является обеспечение актуальной информацией о результатах деятельности бюджетного учреждения (в части деятельности, связанной с достижением целей, выполнением тактических задач бюджетного учреждения). Мониторинг результативности является сплошным и охватывает деятельность всех бюджетных учреждений. Мониторинг результативности осуществляется на основе анализа показателей результатов деятельности бюджетных учреждений.

Проверки, осуществляемые в рамках проведения аудита результативности, производятся в порядке, предусмотренном соответствующими приказами департамента, могут носить плановый и внеплановый характер. Плановые проверки проводятся отделами департамента поквартально в соответствии с графиком проверок, утверждаемым руководителем департамента.

Основанием проведения внеплановой проверки может являться:

существенные отклонения значений показателя (показателей) относительно планового уровня, выявленные при проведении мониторинга результативности;

особая важность мероприятий и программ, реализуемых департаментом и бюджетными учреждениями, для решения приоритетных задач отрасли;

контроль качества представляемых показателей.

По итогам аудита результативности деятельности государственных учреждений были приняты следующие меры:

- проведена реорганизация отдельных учреждений в соответствии с приказами департамента от 31 марта 2009 года N° 233 "О внесении изменений в приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 11 декабря 2008 года N° 874 "О внесении изменений в приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 27 августа 2008 года N° 618 "Об учете мест в стационарных государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края для граждан пожилого возраста и инвалидов", от 22 сентября 2009 года N° 618 "О внесении изменений в приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 27 августа 2008 года N° 618 "Об учете мест в стационарных государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края для граждан пожилого возраста и инвалидов";

- для оптимизации численности мест в государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края подготовлен приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края "О внесении изменений в приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 29 декабря 2007 года N° 733 "Об учете мест для граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края";

- для внесения изменений в государственные стандарты объемов социального обслуживания подготовлен проект постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края "О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 25 мая 2007 года N° 470 "Об утверждении государственного стандарта объемов социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в государственной системе социальных служб Краснодарского края";

- приняты экономически обоснованные тарифы на дополнительные социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Краснодарского края;

- целях оптимизации трудовых и материальных затрат, повышения качества надомного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, внесены изменения в нормативы объемов социальных услуг, выполняемых работниками отделений надомного социального обслуживания государственными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края граждан пожилого возраста и инвалидов;

- в целях недопущения планирования нецелевых расходов в подведомственных учреждениях на 2010 год подготовлено письмо "О составлении бюджетных смет и смет доходов и расходов по средствам от приносящей доход деятельности на 2010 год";

- в целях формирования государственных заданий государственным бюджетным учреждениям Краснодарского края утвержден Порядок по определению расчетно-нормативных затрат на оказание департаментом социальной защиты населения Краснодарского края и находящимися в его ведении государственными бюджетными учреждениями Краснодарского края государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества государственных бюджетных учреждений Краснодарского края, подведомственных департаменту;

- в целях установления экономически обоснованных тарифов на дополнительные социальные услуги, оказываемые государственными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края произведены необходимые расчеты и представлены на утверждение в РЭК – департамент цен и тарифов.

По результатам проведенного аудита и мониторинга были возвращено в доход бюджета 383,0 тыс. рублей.

 

Оценка мероприятий по повышению

эффективности деятельности субъекта бюджетного планирования

 

Нормативные акты Краснодарского края и Российской Федерации, гарантирующие предоставление мер социальной поддержки, обеспечивают адресность и своевременность предоставления мер социальной поддержки, способствуют снятию социальной напряженности, а также способствует улучшению качества предоставления услуг в государственных учрежде­ниях социального обслуживания края.

Предусмотренные денежные средства краевого бюджета и переданные полномочия из федерального бюджета позволили обеспечить выплату пособий, льгот, компенсаций и субсидий свыше 1 000 000 человек.