Стратегические цели и тактические задачи департамента социальной защиты населения Краснодарского края определены в соответствии с основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации с учетом системы целей, задач и показателей Правительства Российской Федерации и согласно стратегическим целям и направлениям развития Краснодарского края до 2020 года.
Руководствуясь стратегией развития отрасли социальной защиты населения Краснодарского края до 2020 года, департамент социальной защиты населения Краснодарского края ставит перед собой четыре стратегические цели:
1. Обеспечение мерами социальной поддержки льготных категорий граждан, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; предоставление гражданам субсидий и льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
2. Предоставление социальных услуг гражданам, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, повышение их качества и эффективности.
3. Содействие в реализации прав граждан в области труда.
4. Содействие гражданам в установлении правового статуса и обеспечении их документами на право пользования мерами социальной поддержки.
Реализация поставленных целей направлена на:
- содействие в повышении уровня жизни отдельных категорий льготников, семей с детьми, малоимущих и других жителей Краснодарского края;
- смягчение негативных последствий реформы жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечение реабилитации, адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, их интеграции в общество, сохранение удовлетворительного жизненного потенциала пожилых граждан путем оказания комплексных социальных услуг;
- создание условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов, включая детей-инвалидов, интеграции их в общество путем предоставления качественных социально-реабилитационных услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе технических средств реабилитации, материальной и иной поддержки;
- повышение социальных гарантий работающих и обеспечение соблюдения их трудовых прав;
- адресное предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края с целью повышения их уровня жизни.
Цель N° 1. Обеспечение мерами социальной поддержки льготных категорий граждан, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; предоставление гражданам субсидий и льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Данная стратегическая цель соответствует цели Правительства РФ, обозначенной в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года - усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, в основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Краснодарском крае, а также стратегической цели социальной защиты населения – обеспечение предоставления мер социальной поддержки региональным льготникам – ветеранам труда и ветеранам военной службы, жертвам политических репрессий, труженикам тыла; ежемесячных пособий на ребенка и государственной социальной помощи малоимущим семьям; ежегодной денежной выплаты многодетным семьям, а также субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг жителям Краснодарского края и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, отнесенным как к федеральной ответственности, так и региональным льготникам.
Названные меры социальной поддержки обеспечиваются в соответствии с Законами Краснодарского края:
- от 15 декабря 2004 года N° 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края";
- от 15 декабря 2004 года N° 807-КЗ "О ежемесячном пособии на ребенка";
- от 22 февраля 2005 года N° 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае";
- от 7 мая 1998 года N° 125-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае";
- от 28 июля 2006 года N° 1070-КЗ "О компенсации жителям Красно-дарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг";
- от 29 декабря 2008 года N° 1661-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам в Краснодарском крае на 2009-2010 годы".
На основании постановления главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 года N° 811 "О Порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае" с 1 января 2007 года жителям Краснодарского края, имеющим право на жилищно-коммунальные льготы, предоставляется денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Реализация поставленной цели направлена на:
- совершенствование мер социальной поддержки льготных категорий граждан;
- содействие федеральным программам по улучшению демографической ситуации и стимулированию рождаемости;
- повышение размеров социальных выплат малоимущим семьям и семьям с детьми;
- смягчение негативных последствий бедности, уменьшение социального неравенства;
- снижение неблагоприятного влияния на уровень жизни жителей края рыночных преобразований в системе жилищно-коммунального хозяйства, которые повлекли резкий рост цен на оплату за жилищно-коммунальные услуги.
Основными показателями, характеризующими уровень достижения данной цели, являются:
- количество региональных льготников (ветераны труда, ветераны военной службы, труженики тыла, жертвы политических репрессий), получающих ежемесячную денежную выплату;
- количество малоимущих и многодетных семей, получающих пособия на детей, определяемое с учетом величины прожиточного минимума;
- количество получателей государственной социальной помощи, определяемое с учетом величины прожиточного минимума;
- количество получателей компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (региональные льготники);
- количество получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- количество инвалидов первой группы по зрению и лиц, сопровождающих инвалидов первой группы по зрению, которым оплачена стоимость проезда на междугородном транспорте к месту реабилитации в негосударственное образовательное учреждение "Центр реабилитации слепых Всероссийского общества слепых";
- величина прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач:
Задача N° 1.1. Увеличение размеров ежемесячных денежных выплат региональным льготникам.
Показателями конечного результата решения задачи являются:
- повышение ежемесячных денежных выплат региональным льготникам (ветеранам труда и ветеранам военной службы; труженикам тыла и жертвам политических репрессий);
- совершенствование организации работы органов социальной защиты населения по предоставлению социальных выплат региональным льготникам, обеспечению их доступности и адресности.
Задача N° 1.2. Повышение размера ежегодной денежной выплаты многодетным семьям и ежемесячного пособия на детей, не допуская при этом социального иждивенчества.
Показателями конечного результата решения задачи являются:
- повышение ежегодной денежной выплаты многодетным семьям;
- повышение ежемесячного пособия на ребенка, в том числе пособия на ребенка одинокой матери, пособия на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов и на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- совершенствование организации работы органов социальной защиты населения по предоставлению социальных выплат семьям, имеющим детей, в том числе многодетным семьям, малоимущим семьям, обеспечению их доступности и адресности;
- концентрация имеющихся финансовых ресурсов на адресной поддержке самых нуждающихся семей, устранение социального иждивенчества граждан.
Задача 1.3. Дополнительные меры социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Показателем конечного результата решения задачи является:
- число детей, получивших дополнительные меры социальной поддержки (оздоровление, социально-значимые мероприятия, иные услуги).
Задача 1.4. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Показателем конечного результата решения задачи является:
- количество получателей компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (региональные льготники);
- количество получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Задача 1.5. Оплата проезда инвалидам первой группы по зрению и лицам, сопровождающим инвалидов первой группы по зрению, на междугородном транспорте к месту реабилитации в негосударственное образовательное учреждение "Центр реабилитации слепых Всероссийского общества слепых".
Показателем конечного результата решения задачи является:
- усиление социальной защищенности инвалидов по зрению;
- число получателей социальной выплаты, предоставляемой в целях компенсации расходов на проезд на междугородном транспорте к месту реабилитации в негосударственное образовательное учреждение "Центр реабилитации слепых Всероссийского общества слепых" инвалидам по зрению и лицам, сопровождающим инвалидов по зрению первой группы.
Конкретным результатом мероприятий, реализуемых в рамках стратегической цели N° 1 и тактических задач, должны стать:
- обеспечение адресности и повышение эффективности социальных выплат;
- обеспечение дополнительных мер социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- содействие повышению жизненного уровня малоимущих жителей края, в том числе семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- содействие снижению социальной напряженности в обществе.
Цель N° 2. Предоставление социальных услуг гражданам, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, повышение их качества и эффективности.
Данная стратегическая цель соответствует основным направлениям государственной социальной политики по улучшению положения граждан пожилого возраста, инвалидов и детей в Краснодарском крае и целям Правительства РФ, обозначенным в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года:
- удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации в получении социальных услуг, повышении их качества и эффективности;
- защита прав и интересов детей, профилактика безнадзорности правонарушений несовершеннолетних;
- развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- пропаганда ценностей семьи, имеющих несколько детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершенствование системы оказания социальной реабилитационной помощи детям и подросткам, усиление профилактической работы по формированию здорового образа жизни;
- интеграция в общество людей с ограниченными возможностями.
Основными показателями, характеризующими уровень достижения данной цели, являются:
- количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальные услуги в нестационарных, полустационарных и стационарных временных условиях, от общего количества граждан, нуждающихся в их получении;
- количество лиц без определенного места жительства и занятий, получающих социальные услуги, от общего количества нуждающихся в их получении;
- количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальные услуги в условиях постоянного проживания в государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края, от общего количества граждан, нуждающихся в их получении;
- число получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;
- обеспеченность детей мероприятиями социальной реабилитации в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, к общему числу безнадзорных и беспризорных детей;
- удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги от общего числа детей-инвалидов;
- удельный вес безнадзорных детей от числа детского населения;
- число инвалидов, прошедших адаптационное обучение в соответствии с индивидуальными программами реабилитации в социально-реабилитационных отделениях;
- удельный вес инвалидов, у которых по результатам реабилитационных мероприятий достигнуто полное или частичное восстановление способности к самообслуживанию, от общего числа инвалидов, прошедших социальную реабилитацию с целью восстановления способности к самообслуживанию в социально-реабилитационных отделениях;
- количество инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации по краевому перечню технических средств реабилитации.
В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач:
Задача N° 2.1. Обеспечение нормативной достаточности учреждений социального обслуживания.
Показателем конечного результата решения задачи является:
- обеспечение доступности социальных услуг нуждающимся гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, повышение качества социального обслуживания;
- оптимизация сети государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи и детей;
- повышение уровня безопасности и комфортности при предоставлении социальных услуг гражданам;
- увеличение объемов предоставляемых социальных услуг гражданам;
- социальная адаптация инвалидов, снижение степени ограничений жизнедеятельности;
- осуществление мероприятий по профилактике бездомности, проведения комплекса мероприятий, способствующих возвращению бездомных к нормальной жизни в обществе.
Задача N° 2.2 Реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов в условиях государственных учреждений социального обслуживания Краснодарского края.
Показателями конечного результата решения задачи являются:
- число инвалидов, прошедших адаптационное обучение в соответствии с индивидуальными программами реабилитации в социально-реабилитационных отделениях;
- удельный вес инвалидов, у которых по результатам реабилитационных мероприятий достигнуто полное или частичное восстановление способности к самообслуживанию, от общего числа инвалидов, прошедших социальную реабилитацию с целью восстановления способности к самообслуживанию в социально-реабилитационных отделениях;
- количество инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации по краевому перечню технических средств реабилитации.
Цель N° 3. Содействие в реализации прав граждан в области труда.
Данная стратегическая цель соответствует целям и задачам Министерства здравоохранения и социального развития на 2008-2010 годы, исходя из посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, которые в конечном итоге направлены на повышение уровня и качества жизни населения. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, улучшение положения работающих может быть достигнуто путем включения в коллективные договоры, соглашения дополнительных, по сравнению с действующим законодательством, гарантий и компенсаций в области трудовых отношений, оплаты и охраны труда.
Деятельность по реализации указанной цели осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Краснодарского края:
1) Законами Краснодарского края:
- от 7.05.1998 года N° 129-КЗ "О Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (с изменениями от 03.04.2009 N° 1722-КЗ);
- от 7.08.2000 года N° 310-КЗ "О социальном партнерстве в Краснодарском крае" (с изменениями от 05.05.2009 года N° 1732-КЗ);
- от 3.06.1998 года N° 133-КЗ "Об охране труда" (с изменениями от 07.07.2009 N° 1784-КЗ);
- от 17.11.2008 года N° 1572-КЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края";
2) постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края:
- от 17.11.2008 года N° 1152 "О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края";
- от 27.11.2008 года N° 1220 "О введении отраслевой системы оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания Краснодарского края".
Реализация поставленной цели направлена на:
- содействие повышению уровня и качества жизни работающего населения через расширение коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;
- содействие установлению минимальной заработной платы на уровне и выше прожиточного минимума трудоспособного человека, росту доходов, заработной платы и их покупательной способности.
- обеспечение защиты прав граждан в области труда и охраны труда.
Основными показателями, характеризующими уровень достижения данной цели, являются:
- прирост действующих коллективных договоров в сравнении с предыдущим периодом;
- удельный вес охваченных действием коллективных договоров от числа занятых в экономике;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных учреждений социального обслуживания;
- отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных учреждений социального обслуживания к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики Краснодарского края;
- рост расходов средств на охрану труда в расчете на 1 работающего в сравнении с предыдущим периодом;
- удельный вес работающих, занятых на работах с вредными условиями труда.
В рамках реализации данной цели предусматривается решение следующих задач:
Задача 3.1. Содействие развитию социального партнерства в сфере труда.
Показателями конечного результата решения задачи являются:
- количество действующих коллективных договоров, всего;
- численность работников, охваченных коллективными договорами;
- количество проверок выполнения условий коллективных договоров и соглашений;
- количество действующих соглашений о социальном партнерстве - всего (в том числе к предыдущему периоду);
- удельный вес коллективных договоров организаций (за исключением учреждений, финансируемых из бюджетов), работодателей - физических лиц, в которых согласно рекомендациям органов по труду размер минимальной заработной платы установлен на уровне и выше величины прожиточного минимума трудоспособного человека, установленного в крае;
- повышение размера заработной платы работников государственных учреждений социального обслуживания и, следовательно, уровня жизни работников и их семей;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных учреждений социального обслуживания;
- отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных учреждений социального обслуживания к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики Краснодарского края.
Задача 3.2. Профилактика нарушений работодателями норм трудового законодательства путем организации информационной и разъяснительной работы.
Показателями конечного результата решения задачи являются:
- количество работодателей (представителей работодателей) – участников семинаров-совещаний по трудовым вопросам;
- количество работников, работодателей (их представителей), получивших консультации по вопросам труда и охраны труда.
Задача 3.3. Содействие снижению смертности и утраты здоровья трудоспособного населения, обусловленные неблагоприятными производственными факторами.
Показателями конечного результата решения задачи являются:
- уровень производственного травматизма в Краснодарском крае, на 1000 работающих;
- уровень производственного травматизма со смертельным исходом в Краснодарском крае, на 1000 работающих;
- удельный вес работающих, занятых на работах с вредными условиями труда;
- расходы на реализацию мероприятий по охране труда в расчете на 1 работающего;
- число инвалидов труда на 100 000 работающих;
- число проведенных экспертиз в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- число проведенных экспертиз в целях оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- число проведенных экспертиз в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
- число проведенных экспертиз в целях оценки фактических условий труда работников, в т.ч. в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Цель N° 4. Содействие гражданам в установлении правового статуса и обеспечении их документами на право пользования мерами социальной поддержки.
Данная стратегическая цель соответствует основным направлениям государственной политики по установлению статуса гражданам. Установление статуса гражданам осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края:
1) Законами Российской Федерации:
- от 12 января 1995 года N° 5-ФЗ "О ветеранах";
- от 15 мая 1991 года N° 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
- от 18 октября 1991 года N° 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий";
- от 26 ноября 1998 года N° 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
- от 10 января 2002 года N° 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
2) Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N° 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
3) Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 года N° 1069-КЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края".
Реализация поставленной цели направлена на:
- адресное предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края с целью повышения их уровня жизни.
Основным показателем, характеризующим уровень достижения данной цели, является:
- количество граждан, получивших документы на право пользования мерами социальной поддержки.
В рамках реализации данной цели предусматривается решение следующей задачи:
Задача 4.1. Совершенствование организации работы органов социальной защиты населения по установлению статуса гражданам.
Показателями конечного результата решения задачи являются:
- количество содействий гражданам в установлении правового статуса;
- сокращение сроков рассмотрения документов граждан на установление статуса;
- количество граждан, получивших правовой статус на основе программных комплексов.