Введение
Настоящий Доклад подготовлен в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Краснодарского края и отражает деятельность департамента семейной политики Краснодарского края и находящихся в его ведении субъектов бюджетного планирования – главных распорядителей бюджетных средств: государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 1. Стратегические цели, тактические задачи деятельности и показатели их достижения
Стратегические цели, тактические задачи деятельности департамента семейной политики Краснодарского края (далее - Департамент) в структуре органов исполнительной власти Краснодарского края определяются Семейным кодексом РФ, Гражданским Кодексом, Федеральным законом от 21декабря 1996 года N° 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N° 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом от 24 июля 1998 года N° 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N° 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года N° 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Законом Краснодарского края от 29 декабря 2007 года N° 1372-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних", Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 года N° 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", Законом Краснодарского края от 31 мая 2005 года N° 880-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", Законом Краснодарского края от 13 октября 2009 года N° 1836-КЗ "О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", Законом Краснодарского края от 29 декабря 2007 года N° 1370-КЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае", Законом Краснодарского края от 29 марта 2005 года N° 849-КЗ "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае", Законом Краснодарского края от 3 марта 2010 года N° 1909-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации оздоровления и отдыха детей" и другими региональными законами, регулирующими правоотношения в области опеки и попечительства, а также Планом мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на территории Краснодарского края и социально-экономическому развитию Краснодарского края на 2012 год, утвержденным распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.03.2012 г. N° 178-р.
Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовыми актами администрации Краснодарского края, Законодательного Собрания Краснодарского края, Положением о департаменте семейной политики Краснодарского края.
В рамках законодательно установленных компетенций субъекта Российской Федерации Департамент способствует:
- укреплению и развитию социального института семьи в процессе реализации семейной политики;
- развитию традиционных и созданию новых форм семейного благополучия;
- пропаганде семейных ценностей;
- профилактике семейного и детского неблагополучия, сокращению социального сиротства;
- обеспечению приоритетного права проживания ребенка в условиях семьи;
- развитию форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитию замещающих семей;
- оптимизации сети государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- формированию позитивного общественного мнения по основным направлениям деятельности через средства массовой информации.
В рамках законодательно установленных компетенций субъекта Российской Федерации Департамент:
- контролирует соблюдение и реализацию нормативных правовых актов в сфере опеки и попечительства и семейной политики на территории Краснодарского края;
- координирует деятельность органов исполнительной власти Краснодарского края и подведомственных им учреждений, а также органов местного самоуправления в вопросах реализации государственной семейной политики на территории Краснодарского края и осуществления деятельности по опеке и попечительству, в части переданных полномочий;
- осуществляет мониторинг состояния защиты прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, прогнозирует тенденции развития данных направлений;
- проводит мероприятия по реализации государственной семейной политики, федеральных законов и законов Краснодарского края в области профилактики детской безнадзорности, социального сиротства, созданию условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации и интеграции в общество выпускников детских домов и школ-интернатов;
- разрабатывает и реализует меры по профилактике негативных проявлений в семье, детской, подростковой среде, координирует работу в этой сфере различных ведомств, общественных организаций;
- осуществляет нормативно-правовое, материально-техническое и финансовое обеспечение подведомственных учреждений;
- осуществляет организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей Краснодарского края.
Основная миссия Департамента – профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, приоритет семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание, обеспечение и развитие условий для реализации законодательно установленных прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей Краснодарского края.
Реализуя единую государственную семейную политику в части обеспечения условий для реализации конституционного права граждан Российской Федерации на защиту прав и интересов семьи, материнства и детства, а также приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики социального сиротства, оздоровления и отдыха детей в Краснодарском крае, Департамент определил стратегические цели и тактические задачи.
К стратегическим целям Департамента относятся:
1. Обеспечение приоритета устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан.
2. Повышение эффективности деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Обеспечение дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних.
5. Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей Краснодарского края.
Цели Департамента определены, исходя из сложившейся социально-экономической ситуации в обществе, приоритетности направлений деятельности, необходимости развития инновационных подходов в решении поставленных задач: профилактики семейного и детского неблагополучия, развития семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей, в том числе, воспитанников интернатных учреждений, перепрофилирования деятельности детских домов и школ-интернатов, а также защиты законных интересов и прав несовершеннолетних.
Достижение поставленных целей Департамента обеспечивается решением комплекса тактических задач, которые соответствуют установленным сферам деятельности и функциям Департамента.
Необходимо отметить, что в данном докладе были откорректированы значения показателей в плановом периоде (2012-2015 годы), а также их целевое значение. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в результате деятельности Департамента количественные характеристики, отражающие уровень решения тактических задач, менялись в течение отчетного периода. Таким образом, с учетом сложившейся ситуации, были изменены значения указанных показателей.
Начиная с 2011 года, Департаментом для решения поставленных задач были добавлены следующие показатели:
- численность граждан, постоянно проживающих на территории Краснодарского края, получивших единовременное пособие при передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в их семьи (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании);
- удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченным отдыхом и оздоровлением в детском оздоровительном лагере;
- создание условий для оздоровления и отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и всестороннего развития личности на материально-технической базе государственного бюджетного учреждения детского оздоровительного лагеря санаторного типа круглогодичного действия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Апшеронска Краснодарского края;
- количество классных руководителей, получающих ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство;
- доля охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в замещающие семьи и прошедших оздоровление по долгосрочной краевой целевой программе допризывной подготовки молодежи к военной службе на 2011-2014 годы;
- общая численность детей Краснодарского края, оздоровленных в организациях отдыха и оздоровления детей, за счет предоставления частичной компенсации юридическим лицам за самостоятельно приобретенные путевки родителям (чел.)
Кроме того, для решения третьей стратегической цели была добавлена тактическая задача 3.3. "Обеспечение бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) или на воспитании в приемных семьях". Показателем, характеризующим достижение данной тактической задачи, является:
Количество детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) или на воспитании в приемных семьях и получающих выплаты на бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте Краснодарского края.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ 1. Обеспечение приоритета устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан
Одна из главных задач государства – обеспечение приоритета семейных форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством предусмотрены три формы семейного устройства: усыновление, опека и попечительство и приемные семьи.
С целью обеспечения приоритета устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Департаментом организована системная работа управлений (отделов) по вопросам семьи и детства муниципальных образований Краснодарского края по подготовке кандидатов в приемные родители и психолого-медико-педагогическому сопровождению замещающих семей, а также гарантированы меры государственной поддержки замещающих семей.
Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье должна решаться путем системных изменений в организации работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитации семей группы риска, развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основным показателем, характеризующим достижение поставленной цели, является:
Показатель 1. Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае (тыс. чел.)
Благодаря межведомственному взаимодействию по раннему выявлению семейного неблагополучия и предупреждению социального сиротства ежегодно уменьшается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2010 году – 19501 человек, в 2011 – 19130).
Данный показатель в 2011 году больше запланированного в связи с тем, что в последнее время наметилась тенденция приема в семьи замещающими родителями детей из других регионов. В связи с этим скорректированы прогнозные показатели в сторону увеличения. В 2011 году в приемные семьи жителей Краснодарского края были приняты 357 детей из других субъектов РФ, в 2010 году – 152 ребенка.
Показатель 2. Доля детей, оставшихся без попечения родителей
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к общей численности детского населения (по данным отчета Д-обр., предоставленного муниципальными образованиями края) в 2011 году составила 1,8% (в 2010 году – 1,8%).
Данный показатель в 2012-2015 годах скорректирован, так как тенденция приема детей из других регионов в замещающие семьи Краснодарского края продолжится.
Показатель 3. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) в 2011 году составила 89,9 % (в 2010 году – 89,5 %).
Для достижения первой стратегической цели Департамент предполагает решить следующие основные тактические задачи:
Тактическая задача 1.1. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях активизации развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно увеличиваются меры государственной поддержки замещающим семьям.
В 2011 году увеличился размер единовременного пособия при всех формах устройства детей в семьи - с 10988,85 руб. в 2010 году, до 11703,13 руб. в 2011 году.
Кроме того, в 2011 году произведена индексация суммы денежных выплат на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях на 6,3%.
В крае ведется активная пропаганда семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с использованием социальной рекламы, специальных выпусков телепередач.
В 2011 году осуществлялась работа по привлечению волонтеров-фотографов для фотографирования детей детских домов. Лучшие фотографии были размещены в местах проведения общественно-значимых мероприятий, на сайте регионального оператора банка данных департамента семейной политики Краснодарского края.
В 2011 году департаментом проведен конкурс на лучший видеоролик о семейных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В конкурсе приняли участие 37 муниципалитетов, было представлено 38 видеороликов, в том числе 2 видеоролика представлены государственными казенными образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Десять лучших роликов были размещены на сайте департамента семейной политики для зрительского голосования, 70 тысяч граждан приняли участие в данном голосовании.
Активно используется официальный сайт департамента в Интернете (http://www/familykuban.ru). На сайте размещаются фотографии детей, которые могут быть переданы в семьи граждан, информация о региональном операторе банка данных, телефонный справочник руководителей и специалистов департамента, данные об управлениях (отделах) по вопросам семьи и детства администраций муниципальных образований края с указанием сведений о руководителях.
Основными показателями, характеризующими достижение положительных результатов тактической задачи 1.1, являются:
Показатель 1. Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью (от общей численности вновь выявленных детей за отчетный период) (%).
Численность вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на семейные формы воспитания, в крае в течение ряда лет остается стабильно высокой. В 2011 году на семейные формы воспитания передано 83% детей (в 2010 году - 85%).
Достигнутый показатель 2011 года ниже планового на 3% .
Отрицательная динамика данного показателя в 2011 году обусловлена увеличением числа несовершеннолетних, имеющих те или иные отклонения физического и психического здоровья, а также высоким показателем вновь выявленных детей подросткового возраста. В связи с этим требуется изменение прогнозных показателей в сторону уменьшения.
Показатель 2. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы воспитания в семьи граждан, не состоящих с детьми в родственных отношениях (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи) от общей численности детей данной категории.
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы воспитания в семьи граждан, не состоящих с детьми в родственных отношениях, к общей численности детей данной категории в 2011 году составила 49%, т.е. произошло незначительное увеличение в сравнение с прогнозным показателем.
Это стало возможным благодаря значительной материальной поддержке семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, принятие Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N° 1662-КЗ "О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) в Краснодарском крае" позволило активизировать усыновление (удочерение) детей жителями Краснодарского края. В 2011 году в департамент обратились 1025 граждан, имеющих право на получение данного пособия. Выплата единовременного пособия в сумме 300 тысяч рублей, в соответствии с вышеназванным законом, осуществляется с 1 января 2012 года.
Показатель 3. Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновленных (удочеренных) (чел.)
В 2011 году усыновлен 351 ребенок, оставшийся без попечения родителей, из них 17 детей усыновлено иностранными гражданами (в 2010 году - 398 детей, в 2009 − 430).
В 2011 году доля усыновленных (удочеренных) детей составила 15% от общей численности детей, переданных на воспитание в семьи (в 2010 году усыновлено 17% детей от общей численности детей, переданных на семейные формы воспитания). Причем наибольшая численность усыновленных детей - это дети в возрасте до 1 года (80%).
Общее ежегодное снижение вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, от которых родители отказались при рождении, с 307 детей в 2009 году, в 2010 году - 257 до 244 человек в 2011 году, не позволило достигнуть плановых показателей.
Для достижения плановых показателей 2012 года департаментом проводится работа по пропаганде приоритетной формы семейного устройства детей (усыновления/удочерения) с использованием средств массовой информации во всех муниципальных образованиях края.
Показатель 4. Численность граждан, постоянно проживающих на территории Краснодарского края, получивших единовременное пособие при передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в их семьи (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)
В 2011 году единовременное пособие при передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью получили 1698 граждан, что меньше на 8% показателя 2010 года (1844 человек) и на 0, 2 % меньше планового.
Разница в плановых показателях от фактических выплат единовременных пособий связана со снижением численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, соответственно, уменьшением детей, переданных на воспитание в семьи.
В 2011 году в крае было выявлено 1770 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 2 % меньше, чем в 2010 году. Такая динамика по данному показателю сохраняется в течение 5 последних лет.
Из 1770 детей, выявленных в 2011 году, на воспитание в семьи передано 1476 (83%) детей, в 2010 году на семейные формы воспитания было передано 1541 ребенок (85%).
В связи с вышеизложенным, изменены прогнозные показатели 2012-2015 годов в сторону уменьшения.
Тактическая задача 1.2. Увеличение численности кандидатов, прошедших подготовку в Школе приемных родителей
В целях создания условий для устройства детей, лишенных родительского попечения, на воспитание в семьи жителей Кубани и обеспечения потребности в социальных услугах граждан в системе органов опеки и попечительства в 2011 году в крае продолжилась работа по организации деятельности Школ приемных родителей.
Приоритетное направление Школы приемных родителей – это подготовка кандидатов в замещающие родители.
В среднем программа подготовки кандидатов рассчитана от 1 до 3 месяцев обучения и включает в себя несколько разделов: юридический, психолого-педагогический, медицинский и пр. Курс направлен на профессиональную подготовку кандидатов в замещающие родители и оказание им всесторонней психолого-медико-педагогической помощи.
В муниципальных образованиях налажено сотрудничество в области подготовки кандидатов в замещающие родители со специалистами здравоохранения, образования, КДН и ЗиП, ОВД и пр., которые входят в число специалистов действующих Школ.
Социальными педагогами, психологами учреждений проводится индивидуальная работа с приемными родителями, членами их семей, а также с приемными детьми по созданию благоприятных условий для содержания и воспитания несовершеннолетних в семье.
Наиболее успешные приемные родители привлекаются к обучению кандидатов в замещающие родители, делятся практическим опытом.
Деятельность Школ приемных родителей способствует развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшению количества несовершеннолетних данной категории, направляемых в интернатные учреждения края, а также сокращению численности детей, возвращенных из замещающих семей в детские дома и школы-интернаты.
Основными показателями, характеризующими достижение положительных результатов в поставленной тактической задачи 1.2 являются:
Показатель 1. Общее количество Школ приемных родителей, созданных в муниципальных образованиях (%)
Количество Школ приемных родителей, действующих на территории Краснодарского края, в 2011 году осталось на уровне 2010 года (44 Школы). Данное направление сформировано на 100 %.
Показатель 2. Общая численность граждан, прошедших обучение в Школе приемных родителей (чел.)
По результатам работы 2011 года, слушателями Школ стали 1226 человек, из них 967 женщин и 259 мужчин (в 2010 году - 1576 человек, из них 347 – мужчин, 1229 – женщин).
Окончили обучение 1057 граждан. Данный показатель снизился на 17% по сравнению с 2010 годом.
Причиной снижения численности граждан, окончивших занятия в Школе приемных родителей, является выявление специалистами Школ в результате применения новых методик тестирований готовности кандидатов в замещающие родители (и членов их семей) к принятию в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
449 граждан (42% от окончивших обучение) приняли детей в семью, (2010 год – 57,4%).
Вместе с тем, проводимая работа отвечает имеющимся запросам общества и реализует установленные права и гарантии граждан по их обучению в качестве кандидатов в замещающие родители. Кроме того, данное направление деятельности органов опеки и попечительства имеет достаточно высокую актуальность в развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позволяет передавать детей на воспитание в семьи подготовленных граждан.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ 2. Повышение эффективности деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Реализация этой цели обеспечивает расширение доступности образования и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Показатель 1. Удельный вес детей, переданных на воспитание в государственные учреждения всех типов на полное государственное обеспечение от численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Благодаря комплексу проводимых мероприятий, тесному межведомственному взаимодействию и мерам государственной поддержки замещающих семьей удалось уменьшить количество детей, направляемых в государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 году в учреждения было передано 261 ребенка, из них в детские дома и школы-интернаты 125, что составляет 14,7 % от вновь выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отчетный период. В 2010 году таких детей было 240, что составляло 12, 7 % вновь выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отчетный период. Как и в 2010 году, большинство − это дети подросткового возраста и имеющие ограниченные возможности здоровья.
В 2010 году численность детей, воспитывающихся в приемных семьях, втрое превысила число воспитанников государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в приемных семьях – 3831 чел., в интернатных учреждениях – 1221 чел.).
В 2011 году численность детей, воспитывающихся в приемных семьях, составила 4302 человек, что в четыре раза больше, чем в интернатных учреждениях (1065 человек).
Объясняется это уменьшением детей, направляемых в учреждения, и тем, что значительное количество детей передается из учреждений на воспитание в семьи: как приемные, так и кровные. Риск изменения показателя зависит от количества детей, направляемых в семьи граждан.
Показатель 2. Доля воспитанников интернатных учреждений, определенных в семьи граждан, с целью обеспечения процесса социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В 2011 году передано в семьи 87 детей (в 2010 году – 214 детей), из них:
- на усыновление передано 11 детей (в 2010 году – 8 детей),
- под опеку − 25 детей (в 2010 году – 121 ребенок),
- в приемную семью – 51 детей (в 2010 году – 85 детей).
В том числе, в семьи передано 33 ребенка - инвалида (в 2010 году – 34).
В интернатных учреждениях создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. Одной из них является сохранение ребенка в родной семье; возвращение в семью. 28 воспитанников школ-интернатов и детских домов возвращены в кровные семьи (в связи с восстановлением родителей в родительских правах), что составляет 24,3 % от общего числа переданных воспитанников в семьи граждан. В 2010 году таких детей было 33 (13.4 % от общего числа переданных в семью воспитанников).
Показатель 2011 года уменьшился в сравнении 2010 годом, потому что в интернатных учреждениях находятся, в основном, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) и подросткового возраста.
Показатель 3. Удельный вес выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение
По состоянию на 31 декабря 2011 года в 24 государственных образовательных учреждениях (на текущую дату 2010 года таких учреждений было 26), осуществляющих образовательную деятельность воспитывалось 1065 детей (на 31 декабря 2010 года − 1221 ребенок) при возможной наполняемости по СанПиН – 1778 человек, по лицензиям на образовательную деятельность – 2313 человека. В 2011 году из общего числа воспитанников в детских домах и школах-интернатах находилось 806 детей школьного возраста (в 2010 году − 1100 детей школьного возраста), из них в муниципальных средних общеобразовательных учреждениях обучается 278 воспитанников детских домов.
В 2011 году из 231 выпускника (в 2010 году ‑ 258 выпускник):
- 17 человек поступили в высшие учебные заведения Краснодарского края (7,4 %, что на 5,4 % больше, чем в 2010 году),
- 22 человека поступили в учреждения среднего специального образования (9,5 % – на 1,4 % больше, чем в 2010 году),
- 191 человек – в учреждения начального профессионального образования (82,6 %– на 12,9 % больше, чем в 2010 году).
1 выпускник определен в учреждение социальной защиты.
57 выпускников 9-х классов (19,7 % – на 0,5 % больше, чем в 2010 году) продолжили обучение в 10 классе (в том числе в специальных) коррекционных классах VIII вида; такие классы открыты в школах-интернатах ст-ц Березанской, Новолеушковской, Николаевской, Передовой, с. Ковалёвского). В 2012 году предполагается открытие 10-х классов углубленной трудовой подготовки в ГКОУ школах-интернатах ст-ц Староминской и Тенгинской.
Риск уменьшения показателя в 2012 году состоит в том, что в сентябре 2011 года утверждены стандарты по начальному профессиональному образованию, и в соответствии с пунктами 13-15 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N° 521, прием в данное образовательное учреждение осуществляется по заявлению лиц, имеющих основное общее и (или) среднее (полное) общее образование. Таким образом, количество выпускников, поступивших в учреждения начального профессионального образования, сократится, так как выпускники специальных (коррекционных) школ-интернатов для воспитанников с ограниченным возможностями здоровья VIII вида поступить в вышеуказанные учреждения не смогут.
Показатель 4. Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченным отдыхом и оздоровлением в детском оздоровительном лагере
В 2011 году, как и в предшествующем, продолжена организация оздоровления воспитанников на базе государственного бюджетного учреждения детского оздоровительного учреждения санаторного типа круглогодичного действия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Апшеронска. Всего за год прошли оздоровление 840 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 78,8 % от общего числа воспитанников (в 2010 году прошли оздоровление 360 человек).
Для достижения второй стратегической цели Департамент предполагает решить следующие основные тактические задачи:
Тактическая задача 2.1. Оптимизация сети государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края.
В связи с уменьшением в крае числа вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стабильным показателем численности детей, передаваемых в семьи граждан, а также в целях рационального использования бюджетных средств в крае проводится оптимизация сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем их ликвидации (перепрофилирования).
Одними из основных причин ликвидации учреждений являются:
- низкая наполняемость учреждений воспитанниками от установленной санитарными нормами и правилами;
- необходимость укрепления материально-технической базы подведомственных учреждений, которая требует дополнительного финансирования;
- оценка эффективности расходования средств краевого бюджета на содержание подведомственного учреждения (превышение расходов на содержание детей в учреждениях по сравнению со среднекраевыми);
- слабый кадровый потенциал педагогических работников учреждений.
Воспитание и обучение воспитанников при их переводе осуществляется более квалифицированными кадрами других образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих хорошую материально-техническую базу для полноценного развития детей и подростков, соответствующую действующим санитарным нормам и правилам. При ликвидации учреждений с контингентом воспитанников ниже лицензионных требований и слабой материально-технической базой происходит экономия бюджетных средств.
Ликвидация учреждений проводится с соблюдением прав, интересов и социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках действующего законодательства, не требует дополнительных материальных и иных затрат.
Основными показателями, характеризующими достижение поставленной задачи, являются:
Показатель 1. Количество государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
На конец 2011 года в ведомственном подчинении департамента находилось 33 интернатных учреждения (детских домов – 14, школ-интернатов – 19) (в 2010 году в ведомственной подчинённости Департамента осталось 36 интернатных учреждений (детских домов – 19, школ-интернатов – 17).
В 2011 году ликвидированы и реорганизованы 3 учреждения:
ГОУ специальный (коррекционный) детский дом N° 9 г. Кропоткина Кавказского района Краснодарского края (распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 февраля 2009 года N° 84-р "О ликвидации государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома г. Кропоткина Краснодарского края"),
ГОУ школа-интернат N° 11 с. Новоукраинского Гулькевичского района Краснодарского края (распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02 апреля 2009 года N°225-р "О ликвидации государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната N° 11 с. Новоукраинского Краснодарского края") (в 2010 году ликвидировано 2 учреждения);
ГОУ детский дом ст-цы Старокорсунской Краснодарского края – реорганизовано (путем слияния) в учреждение департамента культуры Краснодарского края.
ГКОУ школа-интернат N° 22 г.-к. Анапы Краснодарского края находилось на капитальном ремонте.
Семь учреждений находились в стадии ликвидации:
- ГКОУ детский дом г. Темрюка Краснодарского края;
- ГКОУ школа-интернат N° 33 ст-цы Ладожской Усть-Лабинского района Краснодарского края;
- ГКОУ детский дом ст-цы Архангельской Тихорецкого района Краснодарского края;
- ГОУ детский дом ст-цы Имеретинской г. Горячий Ключ Краснодарского края;
- ГОУ школа-интернат ст-цы Нововеличковской Динского района Краснодарского края;
- ГОУ детский дом ст-цы Крыловской Ленинградского района Краснодарского края;
- ГОУ детский дом х. Морозовского Приморско-Ахтарского района Краснодарского края.
Показатель 2. Численность воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных учреждениях
Из 33 подведомственных учреждений 1 учреждение (ГКОУ детский дом станицы Отрадной) укомплектован воспитанниками на 100 % (в 2010 году из 36 подведомственных учреждений ‑ 3 укомплектованы воспитанниками на 100 %), 2 учреждения (ГКОУ детский дом ст-цы Медвёдовской и (ГКОУ школа-интернат N° 3 г. Ейска) укомплектованы воспитанниками на 98 % и 95 % соответственно.
На 1 января 2012 года в 24 государственных казенных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляют образовательную деятельность, воспитывались 1065 детей при возможной наполняемости 2313 детей по лицензиям и 1778 детей по санитарным нормам и правилам;
из них 362 ребенка-инвалида (34 %, что на 5 % больше, чем в 2010 году);
в коррекционных классах и группах обучалось и воспитывалось 908 воспитанников (85,3 % от общего числа воспитанников), из них в классах и группах для детей VIII вида – 527 детей (49,5 %).
Реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие семейных форм устройства, позволит ежегодно уменьшать численность воспитанников интернатных учреждении.
Возможный риск при реализации второй стратегической цели связан с социально-экономической обстановкой в стране и ее влиянием на положение семьи в обществе.
Показатель 3. Создание условий для оздоровления и отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и всестороннего развития личности на материально-технической базе государственного бюджетного учреждения детского оздоровительного лагеря санаторного типа круглогодичного действия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Апшеронска Краснодарского края.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2010 года N° 149 "О государственном учреждении детском оздоровительном лагере санаторного типа круглогодичного действия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Апшеронска Краснодарского края" в 2010 году открыто государственное (а с 2011 года – бюджетное) учреждение детский оздоровительный лагерь санаторного типа круглогодичного действия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Апшеронска Краснодарского края на 60 мест ежемесячно для детей, нуждающихся в оздоровлении.
Создание такого оздоровительного лагеря в крае еще раз подтвердило, что на Кубани уделяется особое внимание проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их оздоровлению и лечению.
За период функционирования 660 мальчишек и девчонок края, имеющих статус ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей, отдохнули в этом учреждении. Из них 90% детей в возрасте старше 16 лет.
Основными принципами общения взрослого и ребенка в рамках деятельности лагеря прежде всего являются: сотрудничество, учет индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребенка, разнообразие форм работы с целью создание ситуации успеха для каждого ребенка, обеспечение здоровьесберегающих программ, уважение личности ребенка, поддержка детских инициатив и творчества.
Территория детского лагеря составляет 1,4 га. На территории располагается следующие стационарные здания: два кирпичных двух этажных здания спального и досуговых корпусов соединенные между собой, столовая на 80 мест, физиотерапевтический блок, бальнеологический корпус, бытовой комплекс (склады, прачечная), гаражи. Имеются 2 экскурсионных комфортабельных автобуса по 19 мест каждый, 1 вездеход УАЗ на 8 посадочных мест. 60% территории учреждения утопает в зелени. Функционирует спортивный городок, площадка для баскетбола и волейбола, теннисный корт, малое футбольное поле. Медицинский блок состоит из двух стационарных изоляторов, кабинета врача, двух процедурных кабинетов, чайной комнаты, санпропускника. Имеются игровые и спальные комнаты, рассчитанные для проживания 2-3 детей, учебных классы, библиотека. Читальный зал оборудован рабочими местами с индивидуальными компьютерами. В лагере имеются сенсорная комната, реабилитационная комната, ИЗО студия, компьютерный класс на 15 мест, комната игро-терапии, хореографический зал, актовый зал, тренажерных зал, просторные холлы с большим количеством зеленых насаждений. Санитарными комнатами оборудованы все этажи зданий. Имеется все необходимое для комфортного пребывания ребенка в оздоровительном лагере.
Особое место в распорядке дня отведено лечебным процедурам, профиль которых болезни эндокринной системы, нервной системы, органов дыхания, органов пищеварения. Детям предлагаются следующие услуги: водолечебные процедуры (йодобромные ванны, душ Шарко, циркулярный и восходящий душ); галотерапия; магнитотерапия; лечебно физическая культура; кислородный коктейль; фиточай; массаж; физиотерапия; рациональное пяти разовое питание.
Пребывание в лагере – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей, воплощение собственных планов и и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Ежемесячно в лагере проходят оздоровление 60 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой, а так же дети одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного мета жительства, переданных в интернатное учреждение сроком не более одного года, дети, родители которых попали в трудную жизненную ситуацию, в возрасте от 7 до 17 лет 11 месяцев 29 дней.
Показатель 4. Численность обучающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях граждан
На 1 января 2012 года в 24 государственных казенных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляют образовательную деятельность, численность обучающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях граждан, составляло 313 человек, что составляет 30% от общего количества воспитанников (в 2011 году 313 обучающихся, в 2010 году 353 обучающихся).
Численность обучающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях граждан, с каждым годом увеличивается за счет увеличения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в замещающие семьи.
В 2012 году в крае стартует общероссийский проект "Россия без сирот!", призванный принять комплекс мер, проводить подготовительную работу по передаче в семьи граждан детей, в том числе детей-инвалидов. Предполагается, что численность воспитанников в интернатных учреждениях при этом уменьшится, а численность обучающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях граждан, увеличится.
Тактическая задача 2.2 Внедрение новой системы оплаты труда работников государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края
В части эффективности новых систем оплаты труда в государственных казенных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, департаментом семейной политики Краснодарского края принята новая отраслевая система оплаты труда, в которой установлена рейтинговая система коэффициентов стимулирующих выплат за эффективность и интенсивность.
Целью введения новой системы оплаты труда работников государственных казенных образовательных учреждений является:
- создание условий для формирования эффективной системы финансово-экономических отношений, мотивирующей руководителей и педагогические коллективы государственных образовательных учреждений на сокращение неэффективных расходов бюджетных средств, повышение качества образовательных услуг, увеличение заработной платы педагогических работников;
- повышение мотивации педагога на предоставление высококачественной образовательной услуги.
Переход государственных образовательных учреждений на новую систему оплаты труда в рамках действующего законодательства осуществляется с января 2010 года.
Показатель 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края
В 2011 году средняя заработная плата работников детских домов и школ-интернатов составила 12 981,00 рубль, в том числе:
- руководителей и их заместителей – 40 342,20 рублей;
- основного персонала – 15 245, 34 рублей;
- прочих работающих в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 10 968,47 рублей.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края в 2011 году увеличилась на 1532,71 рубля, что составляет 1,1 % по сравнению с 2010 годом.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 декабря 2011 года N° 1462 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 ноября 2008 года N° 1218 "О введении отраслевой системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений и государственных учреждений образования Краснодарского края" с октября 2011 года установлены выплаты воспитателям за работу в детских домах, а с 1 января 2012 года установлены выплаты воспитателям за работу в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края.
Показатель 2. Количество классных руководителей, получающих ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство.
Количество классных руководителей, получающих ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в 2011 году составило 115 человек, в 2010 году 121 человек. Уменьшение количества педагогов получающих денежное вознаграждение, обусловлено уменьшением количества детей, передаваемых в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и уменьшением контингента воспитанников.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ 3. Обеспечение дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствии с Федеральным Законом от 21 декабря 2006 года N° 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, имеют право
- на обеспечение жилым помещением вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Показатель 1. Количество предоставляемых жилых помещений.
На начало 2011 года планировалось приобрести 500 жилых помещений, по факту их приобретено (построено) – 720.
Муниципальные образования город-герой Новороссийск, Лабинский и Успенский районы наиболее эффективно использовали выделенные бюджетные средства, приобретя на 1 квартиру больше от запланированного количества. Все жилые помещения приобретены в новостройках. Вместе с тем, общее количество приобретенных и построенных жилых помещений по сравнению с 2010 годом увеличилось на 57,4%.
Таким образом, за последние два года жилье получили 1051 человек, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (в 2010 году – 331 человек, в 2011 году – 720 человек).
Показатель 2. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших оздоровление за счет средств краевой целевой программы "Дети Кубани" и долгосрочной краевой целевой программе "Допризывной подготовки молодежи к военной службе на 2011-2014 годы"
В 2011 году, в соответствии с краевой целевой программой "Дети Кубани" подпрограммой "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков", из краевого бюджета выделено 37 100,0 тыс. рублей, на 3,6% меньше по сравнению с 2010 годом (38 500,0 тыс. руб.).
На выделенные средства приобретено 2 274 путевок, что на 229 путевки (10%) больше, чем в 2010 году (2045).
Рост данных показателей стал возможен благодаря экономическому эффекту при проведении конкурсных процедур.
В 2011 году для детей, находящихся под опекой, и в приемных семьях (в том числе кровных) приобретено 1 529 путевок (24 066,0 тыс. руб.), для воспитанников интернатных учреждений - 745 путевок, на сумму 13 034,0 тыс. руб.
Рисками выполнения тактической задачи 3.2. является уменьшение финансирование краевой программы "Дети Кубани", и возможное увеличение стоимости путевок, а, следовательно, снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших возможность бесплатного отдыха и оздоровления за счет средств указанной программы.
Для достижения третьей стратегической цели департамент предполагает решить следующие основные тактические задачи:
Тактическая задача 3.1. Обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств федерального и краевого бюджетов
Одним из важнейших направлений деятельности департамента является обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В 2011 году из краевого бюджета на указанные цели выделено 484 600,0 тыс.руб., что на 43% больше объемов финансирования 2010 года (275 900 тыс.руб.), из федерального – 281 679,0 тыс.руб., что на 96% больше, чем в 2010 году (11 290,4 тыс.руб.).
В 2011 году в крае продолжена практика строительства многоквартирных домов в Кореновском, Кущевском, Кавказском, Мостовском, Отрадненском и Усть-Лабинском районах.
Три 24-квартирных дома возведены в Кореновском, Мостовском и Отрадненском районах. В Кущевском районе построен 30-квартирный дом. Все дома построены "под ключ", площадь квартир составляет от 33 до 48 кв. м. В Кавказском и Усть-Лабинском районах завершается строительство 2-х многоквартирных жилых домов (54 жилых помещения). Остальные 28 муниципальных образований приобретали жилье.
Рисками выполнения тактической задачи 3.1. являются:
- уменьшение финансирования указанных мероприятий в рамках краевой целевой программы "Дети Кубани;
- увеличение количества нуждающихся в жилье за счет выпускников интернатных учреждений, граждан, достигших 23 лет, но не воспользовавшихся своим правом, и восстанавливающих его в судебном порядке;
- увеличение стоимости 1 кв.м жилого помещения по Краснодарскому краю.
Показатель 1. Численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на льготном учете.
По состоянию на 1 января 2012 года на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоит 3152 человека. Указанное количество граждан, нуждающихся в жилье, увеличилось по сравнению с 2010 годом на 33%.
В целях защиты жилищных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также снижения количества граждан, нуждающихся в жилье, в 2011 году в крае были приняты изменения в Закон Краснодарского края от 4 октября 2011 года N° 2331-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".
В рамках указанного Закона, с 2012 года предусмотрено выделение:
- единовременного пособия на государственную регистрацию права собственности (права пожизненного наследуемого владения), за исключением жилых помещений, приобретенных за счет средств краевого бюджета;
- единовременного пособия на ремонт жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на праве собственности, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, приемных семьях, семьях опекунов (попечителей), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при их возвращении в указанные жилые помещения.
На данные мероприятия в 2012 году предусмотрено финансирование около 3 млн. рублей, в 2013 - более 4 млн. рублей.
Показатель 2. Доля граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями.
Доля граждан, обеспеченных жильем в 2011 году, составляет 22, 9 % от количества нуждающихся. Указанная доля увеличилась по сравнению с 2010 годом в связи с увеличением в 2011 году объемов финансирования.
Тактическая задача 3.2. Обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на оздоровление
В соответствии с краевой целевой программой "Дети Кубани" подпрограммой "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков" на оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из краевого бюджета ежегодно выделяется определенная денежная сумма, распределяемая на все муниципальные образования края с учетом количества детей указанной категории, проживающих на территории, для приобретения путевок в организации отдыха и оздоровления детей.
Одной из приоритетных задач в период отдыха детей является создание условий для получения детьми необходимого оздоровления.
Другой не менее важной задачей является обеспечение должного уровня услуг, сбалансированное питание, достойные бытовые условия.
Основным показателем, характеризующим достижение поставленной тактической задачи 3.2. является:
Показатель 1. Доля охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в замещающие семьи и прошедших оздоровление по программе "Дети Кубани" от общего числа детей указанной категории.
Доля охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в замещающие семьи и прошедших оздоровление по программе "Дети Кубани" от общего числа детей указанной категории в 2010 году составляла 15,1%.
В 2011 году доля увеличилась по сравнению с 2010 годом на 1,8%, в связи с экономией, сложившейся в ходе проведения конкурсных процедур.
Показатель 2. Доля охвата воспитанников государственных образовательных интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших оздоровление по программе "Дети Кубани" от общего числа детей указанной категории
В рамках подпрограммы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009-2013 годы на организацию отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году выделено 13 034,00 тыс. рублей на приобретение путевок в здравницы Кубани (в 2010 году - 13526,00 тыс. рублей).
В 2011 году за счет программных средств приобретено на 21 путевку больше, чем в 2010 году (724 путевки), что позволило охватить организованным отдыхом 82 % воспитанников государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края (в 2010 году – 59 %).
Это стало возможным по причине удешевления стоимости путевок.
Впервые в 2011 году рамках долгосрочной краевой целевой программы допризывной подготовки молодежи к военной службе на 2011-2014 годы выделены денежные средства в размере 2 044,0 тыс. рублей, для оздоровления подростков в возрасте от 15 до 18 лет.
На выделенные средства планировалось оздоровить 92 ребенка. Фактически 100 подростков были оздоровлены по трем направлениям заболеваний: органов дыхания, пищеварения и нервной системы в ЗАО "Санаторий "Маяк" г. Анапы.
Увеличение данного показателя на 8% произошло, в связи со сложившейся экономией в процессе проведения торгов.
В 2012 году предусмотрены денежные средства в размере 2 044,0 тыс. рублей, для оздоровления подростков в возрасте от 15 до 18 лет.
Тактическая задача 3.3. Обеспечение бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) или на воспитании в приемных семьях
Показатель 1. Количество детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) или на воспитании в приемных семьях и получающих выплаты на бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте Краснодарского края
В 2010 и 2011 годах наблюдается снижение фактических показателей по сравнению с плановыми. Данное обстоятельство обусловлено тем, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на указанную выплату, не всегда имеют возможность воспользоваться такой мерой государственной поддержки в связи с отсутствием соответствующего транспорта в конкретном населенном пункте, в котором распространяется указанная льгота.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ 4. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних
Дети являются одной из самых незащищенных групп населения как в социальном, так и в правовом аспекте. В связи с этим в последнее время особое внимание уделяется ребенку и как личности, и как члену общества, которое наделяет его определенными правами.
Департаментом ведется планомерная работа по совершенствованию деятельности в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних, направленная на:
- координацию работы органов опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних;
- осуществление информационно-методической и консультативной помощи руководителям и специалистам управлений (отделов) по вопросам семьи и детства муниципальных образований края и государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края;
- разработку нормативно-методических документов по вопросам защиты прав детей;
- реализацию мероприятий целевых программ;
- оказание консультативной помощи гражданам по проблемным вопросам, связанным с воспитанием и содержанием детей, защитой их прав.
Анализ работы департамента за 2011 год в части защиты прав и интересов несовершеннолетних показал что, ключевыми задачами в решении вопросов предотвращения социального сиротства, профилактики правонарушений, преступлений, безнадзорности несовершеннолетних является организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающая создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенка в его родной семье.
Основным показателем, характеризующим достижение поставленной цели, является:
Показатель 1. Доля детей, ставших социальными сиротами в результате лишения родительских прав обоих или единственного родителя, от общего количества детей, родители которых лишены родительских прав.
Благодаря межведомственному взаимодействию в работе по раннему выявлению семейного неблагополучия доля социальных сирот в 2011 году снизилась на 4% (с 68% до 64%).
В 2011 году численность детей, родители которых лишены родительских прав, составила 1521 человек (2010 год – 1540); социальными сиротами стали 966 детей (2010 год – 1043).
Для достижения четвертой стратегической цели департамент предполагает решить следующие основные тактические задачи:
Тактическая задача 4.1. Снижение количества родителей, лишенных родительских прав.
Неблагополучные семьи, в которых нарушаются права и интересы детей – основной источник социального сиротства.
В 2011 году деятельность управлений (отделов) по вопросам семьи и детства муниципальных образований края была нацелена на индивидуально-профилактическую, системную работу по сохранению ребенка в кризисной семье, предотвращение лишения родителей родительских прав, оказание помощи родителям в воспитании ребенка и осуществление эффективного контроля за условиями его жизни.
Рисками выполнения тактической задачи 4.1. является увеличение количества родителей, лишенных родительских прав по инициативе второго родителя, с целью защиты ребенка от негативного влияния родителя, ненадлежащим образом исполняющего обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего (в 2011 году 412 родителей лишены родительских прав по инициативе второго родителя, в 2010 году – 357 родителей, что больше на 15%).
Показатель 1. Количество родителей, лишенных родительских прав.
В 2011 году число родителей, лишенных родительских прав, незначительно увеличилось (на 2 %, с 1210 в 2010 году до 1234 в 2011 году), что объясняется увеличением количества родителей, в отношении которых направлены исковые заявления в суд вторым родителем. Доля детей, ставших социальными сиротами в результате лишения родительских прав обоих или единственного родителя, ежегодно снижается на 3-4%, за три года снижение составило 7%.
Департаментом рекомендовано управлениям (отделам) по вопросам семьи и детства муниципальных образований края обеспечить индивидуальный подход специалистов органов опеки и попечительства совместно с другими ведомствами системы профилактики к каждой семье, находящейся в социально-опасном положении. Вопрос о лишении родительских прав рассматривался в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не имели положительного результата.
Показатель 2. Количество родителей, восстановленных в родительских правах.
С целью защиты прав и интересов детей, перед органами опеки и попечительства была поставлена задача – разработать комплекс мер, обеспечивающих возврат ребенка в родную семью. В рамках реализации данной задачи была организована реабилитационная работа с родителями, в том числе уже лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказание им необходимой помощи с целью воссоединения ребенка с семьей.
Проводимая работа по сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении, родителей, лишенных родительских прав, позволила увеличивать долю восстановленных в родительских правах родителей, чьи дети стали социальными сиротами: в 2010 году доля таких родителей составила 9%, в 2011 году – 9,4%.
В 2011 году 76 родителей восстановлено в родительских правах, что на 2%, меньше, чем в 2010 году (78 родителей). Реализация поставленной задачи по снижению количества родителей, лишенных родительских прав, явилась причиной уменьшения численности родителей, восстановленных родительских правах.
Тактическая задача 4.2. Профилактика противоправных деяний, совершенных детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В целях достижения тактической задачи 4.2. департаментом подготовлен ведомственный приказ по организации работы с несовершеннолетними правонарушителями из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены правила ведения соответствующей документации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, склонные к совершению противоправных деяний или уже совершившие их, должны быть обеспечены индивидуально-профилактическим и психолого-педагогическим сопровождением.
Основным показателем, характеризующими достижение поставленной задачи 4.2. является:
Показатель 1. Доля противоправных деяний, совершенных детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, от общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними.
В 2011 году детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, совершено 71 преступление, что составило 4,3% от общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в Краснодарском крае (1645). В 2010 году доля противоправных деяний, совершенных детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, составляла 2,9 % (50 преступлений совершено детьми-сиротами, 1702 преступления совершены несовершеннолетними жителями края).
Особенности противоправного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлены ранее существовавшими неблагоприятными условиями воспитания в семьях родителей, которые оказали негативное влияние на психическое и физическое здоровье детей. Несовершеннолетние, ставшие социальными сиротами в результате лишения родителей родительских прав, нуждаются в длительной психолого-коррекционной работе.
Перед специалистами органов опеки и попечительства, директорами государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлены задачи вовлечения подростков, склонных к противоправным деяниям, в досуговую деятельность, привлечение ведомств системы профилактики безнадзорности к работе с ребенком и замещающей семьей.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ 5. Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей в Краснодарском крае
В целях реализации прав детей на отдых, Департамент осуществляет координацию деятельности служб и ведомств, информационно-разъяснительную и аналитическую работу, приобретает за счет средств краевого бюджета путевки в организации отдыха и оздоровления детей, а также осуществляет компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам за самостоятельно приобретенные путевки для детей.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 20 декабря 2011 года N° 2404-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", в 2012 году запланированы ассигнования в размере 1171,8 млн. рублей на проведение детской оздоровительной кампании, из них 824,86 млн. рублей – департаменту семейной политики Краснодарского края, как уполномоченному органу по организации и проведению детской оздоровительной кампании.
Мероприятия по отдыху и оздоровлению детей включены в краевую целевую программу "Дети Кубани" на 2009-2013 годы".
Усилиями департамента в настоящее время в крае законодательно выстроен и совершенствуется механизм организации отдыха и оздоровления детей:
1) для установления условий обеспечения равного доступа детей Краснодарского края к получению путевок для отдыха и оздоровления;
2) для установления порядка организации деятельности по предоставлению путевок и социальной выплаты за приобретенные путевки родителям (законным представителям) и частичной компенсации организациям, состоящим на учете в налоговых органах Краснодарского края и закупившим путевки для детей граждан, работающих в этих организациях.
Показатель 1. Количество детей Краснодарского края, получивших отдых и оздоровление за счет средств краевого бюджета (человек).
Реализация государственных полномочий Краснодарского края по организации оздоровления и отдыха детей позволила оздоровить в 2011 году 42894 ребенка, в 2010 году – 27500 детей. В 2012 году планируется оздоровить более 48 тысяч детей.
Традиционно дети Краснодарского края получают полноценное санаторно-курортное лечение в санаториях и оздоровление в загородных стационарных лагерях, а так же участвуют в туристических походах, знакомятся с историческим и культурным наследием Кубани. Указанные меры позволяют не только оздоровить детей, но создают благоприятные обстоятельства по предупреждению асоциального поведения в период летних каникул.
Возможными рисками при реализации данной стратегической цели могут стать как уменьшение финансирования расходов на оздоровление и отдых детей, так и ежегодное увеличение стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей Краснодарского края.
Для достижения пятой стратегической цели Департамент предполагает решить следующие основные тактические задачи:
Тактическая задача 5.1. Увеличение численности детей Краснодарского края, охваченных отдыхом и оздоровлением в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях, детских санаториях, санаториях для детей с родителями, санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия
В целях увеличения охвата детей и подростков отдыхом и оздоровлением, Департаментом проводится работа по развитию малозатратных форм отдыха. Увеличен до 17 лет возраст оздоровления детей в санаторных учреждениях, а также возраст детей-инвалидов по программе "Мать и дитя", имеющих медицинское показание к сопровождению.
Совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, департаментами комплексного развития курортов и туризма и здравоохранения Краснодарского края организовано проведение санитарно-эпидемиологической оценки предполагаемых мест размещения указанных лагерей.
Рисками по выполнению тактической задачи 5.1. является уменьшение финансирования расходов на отдых и оздоровление детей и ежегодное увеличение стоимости путевок, а, следовательно, уменьшение количества путевок, которые сможет приобрести Департамент для детей Краснодарского края.
Основными показателями, характеризующим достижение поставленной цели, являются:
Показатель 1. Общая численность детей Краснодарского края, отдохнувших в санаторно-курортных и в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях (чел.)
На основании ежегодного мониторинга потребности детей Краснодарского края в различных видах отдыха и оздоровления, Департаментом осуществляется приобретение услуг в различные детские оздоровительные и санаторно-курортные учреждения.
Приобретение услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N° 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Своевременная подготовка конкурсных процедур по приобретению путевок для детей способствовало экономии бюджетных средств, за счет которых на протяжении двух лет приобретались дополнительные путевки. В результате общее количество оздоровленных детей превысило плановые показатели.
При определении задач на 2012 год учтен опыт прошлых лет, выявлены наиболее востребованные формы отдыха и оздоровления детей. Бесспорно, что наивысший оздоровительный эффект достигается у детей после их оздоровления в детских санаториях, санаториях для детей с родителями, санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия не только за счет использования природно-климатических факторов, но и лечебной базы здравниц.
Наиболее востребовано оздоровление детей по программе "Мать и дитя", позволяющее предупредить развитие хронических заболеваний и благоприятно сказывающееся на дальнейшем психологическом развитии ребенка.
В связи с этим в 2012 году Департаментом планируется приобретение путевок:
- в санатории – не менее 8900 путевок (в 2011 году – 12813 шт., в 2010 году – 6829 шт.);
- в санатории для детей с родителями - не менее 1650 путевок (в 2011 году – 3023 шт., в 2010 году – 2306 шт.);
- в бальнео- и грязелечебницу – не менее 920 путевок (в 2011 году – 701 шт., в 2010 году – 236 шт.);
- в загородные стационарные лагеря – не менее 26550 путевок (в 2011 году – 22234 шт., в 2010 году – 15906 шт.);
- в туристические походы – 2000 путевок (в 2011 году – 1749 шт., в 2010 году – 1042 шт.).
Решением межведомственной комиссии Краснодарского края по организации отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Краснодарского края, в сезон 2012 года с учетом инфляции определена средняя стоимость одного дня пребывания детей в оздоровительных учреждениях, по которым краевыми органами исполнительной власти приобретаются путевки.
Показатель 2. Общая численность детей Краснодарского края, оздоровленных в организациях отдыха и оздоровления детей, за счет предоставления частичной компенсации за приобретенные путевки родителям (законным представителям) (чел.)
В соответствии с Законом Краснодарского края "О внесении изменений в Закон Краснодарского края от 29 марта 2005 года N° 849-КЗ "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае", Департамент организовал работу по предоставлению социальной выплаты в целях частичной компенсации затрат родителям (законным представителям) за самостоятельно приобретенные путевки для детей в санаторно-курортные и загородные оздоровительные учреждения.
Мероприятия, связанные с информированием населения Краснодарского края о возможности получения компенсации части затрат на отдых и оздоровление детей, позволили в 2011 году увеличить количество заявок от физических лиц. Осуществлена выплата за 1268 путевок на сумму 10,9 млн. рублей (в 2010 году – за 632 путевки на сумму – 5,7 млн. рублей). В 2012 году планируется осуществить выплату за 1300 самостоятельно приобретенных детских путевок родителям (законным представителям).
Показатель 3. Общая численность детей Краснодарского края, оздоровленных в организациях отдыха и оздоровления детей, за счет предоставления частичной компенсации юридическим лицам за самостоятельно приобретенные путевки детям сотрудников (чел.)
За два года деятельности департамента семейной политики Краснодарского края определился перечень предприятий, ежегодно оздоравливающих детей своих сотрудников. С ними налажены конструктивные деловые отношения. В 2010 году таких учреждений было 112, в 2011 году их количество увеличилось на одну единицу. Данным предприятиям была осуществлена компенсационная выплата за 1734 путевки в 2010 году и 1649 – в 2011 году. Снижение количества приобретенных путевок предприятиями объясняется фактическим ростом цен на путевки в детских здравниц и обращением сотрудников в управления (отделы) по вопросам семьи и детства по месту жительства для получения бесплатных путевок.
Вместе с тем, в 2012 году планируется осуществить компенсационные выплаты на уровне 2011 года.
Тактическая задача 5.2. Повышение качества предоставляемых услуг в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях, детских санаториях, санаториях для детей с родителями, санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия
С целью повышения качества предоставляемых оздоровительных услуг, при проведении конкурсных процедур по отбору организаций отдыха и оздоровления детей, Департаментом определены требования к условиям, обеспечивающим занятость, благоприятный отдых и оздоровление детей: наличие воспитательных программ; проведение социализирующих, развивающих программ для детей; проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой и спортом, формирование у детей здорового образа жизни.
Результативность качества предоставляемых услуг определяется путем:
- проведения мониторинга работы детских оздоровительных учреждений;
- получения сведений из органов здравоохранения о степени оздоровления детей в организациях отдыха и оздоровления детей.
Контроль за соответствием предоставляемых услуг здравницами требованиям технических заданий и исполнением ими условий государственного контракта осуществляется Департаментом в течение всего периода оздоровления. Выезды в оздоровительные учреждения проводятся не реже 1 раза в смену. Результаты проверок оформляются в форме справки, а в случае выявления тех или иных нарушений - в виде претензионных писем. Выявленные в ходе претензионной работы нарушения не представляли опасности для жизни и здоровья детей и были устранены в самые сжатые сроки. Государственные контракты с детскими оздоровительными учреждениями расторгнуты не были.
Рисками выполнения тактической задачи 5.2. являются снижение качества предоставляемых услуг, в том числе за счет уменьшения использования натуральных компонентов в оздоровительных процедурах, а также качественных продуктов питания, в том числе свежих овощей и фруктов, в организации процесса питания.
Основным показателем, характеризующим достижение поставленной цели, является:
Показатель 1. Выраженный оздоровительный эффект
Важным показателем эффективности оздоровительной кампании является оздоровительный эффект.
Организация качественной работы по отдыху и оздоровлению детей напрямую влияет на положительную динамику в улучшении здоровья несовершеннолетних. Проведение различного рода спортивных мероприятий, связанных с занятиями на свежем воздухе, использование природно-климатических факторов, предоставление полноценного сбалансированного питания неизменно дает положительные результаты.
По итогам лета 2011 года, величина выраженного оздоровительного эффекта среди отдохнувших детей превышает показатель летней оздоровительной кампании 2010 года и составляет:
| Число детей и подростков, имеющих: | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
выраженный оздоровительный эффект, % | слабый оздоровительный эффект, % | отсутствие оздоровительного эффекта, % | ||||
2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | |
Всего | 95.3 | 93,5 | 4.4 | 6,1 | 0.3 | 0,4 |
Загородные лагеря | 95.5 | 95,3 | 4.2 | 4 | 0.3 | 0,7 |
Лагеря с дневным пребыванием | 90.0 | 84,5 | 9.6 | 15,1 | 0.4 | 0,4 |
Профильные оздоровительные лагеря | 85.0 | 83,2 | 14.0 | 16,6 | 1.0 | 0,1 |
Санаторно-оздоровительные лагеря | 98.0 | 97 | 1.8 | 2,5 | 0.2 | 0,4 |
Детские санатории | 98.3 | 97,4 | 1.5 | 2,4 | 0.2 | 0,19 |
Отдых родителей с детьми | 98.8 | 98,6 | 0.9 | 1,3 | 0,3 | 0,09 |
В целях повышения качества оздоровительных услуг, укрепления материально-технической базы организаций отдыха и оздоровления детей, Департаментом проводится конкурс среди организаций, победивших в конкурсных процедурах на оказание услуг по организации отдыха и оздоровлению детей. Проведение конкурса позволит стимулировать организации отдыха и оздоровления детей к предоставлению более качественных услуг.
Тактическая задача 5.3. Расширение спектра услуг по оздоровлению детей за счет организации лагерей дневного пребывания на базе санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия, муниципальных учреждений, осуществляющих отдых детей, а также развития активных видов отдыха
С целью использования уникальных лечебно-оздоровительных возможностей оздоровительных учреждений без проживания в них детей, а также развития активных форм отдыха туристической направленности в Краснодарском крае, проводится работа по развитию форм отдыха и оздоровления детей по месту жительства в бальнео и грязелечебницах, а также увеличение числа детей, оздоравливающихся в многодневных горно-пешеходных походах.
Рисками выполнения Тактической задачи 5.3 является уменьшение финансирования расходов на отдых и оздоровление детей и ежегодное увеличение стоимости путевок, а, следовательно, меньшее количество путевок которые Департамент сможет приобрести для детей Краснодарского края.
Основным показателем, характеризующим достижение поставленной цели, является:
Показатель 1. Общая численность детей Краснодарского края, оздоровленных в лагерях дневного пребывания на базе санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия (человек)
Оздоровление проходит по месту жительства детей с использованием источников минеральных вод и лечебных грязей. Прием минеральных ванн позволяет осуществить лечение большого количества заболеваний и в значительной степени предупредить их дальнейшее развитие.
В 2011 году была реализована 701 запланированная путевка (в 2010 году - 230 путевок), по которым прошли лечение дети Краснодара и Ейска. Это позволило более рационально расходовать бюджетные средства и получить необходимые положительные результаты, нашедших отражение в достигнутом высоком оздоровительном эффекте (г. Краснодар – 85,5%, г. Ейск – 65,6%).
Анализ показателей двух лет, помог определить потребность в оздоровлении детей в лагерях дневного пребывания на базе санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия. В 2012 году планируется приобретение 920 путевок для детей городов Краснодара, Анапы, Ейска.
Показатель 2. Общая численность детей Краснодарского края, оздоровленных в загородных лагерях, расположенных в Краснодарском крае
Отдых несовершеннолетних в муниципальных учреждениях, осуществляющих отдых детей, оказывает положительный эффект и позволяет развить сеть детских учреждений, расположенных вне побережья Черного и Азовского морей. Благодаря направлению бюджетных средств на приобретение путевок в муниципальные здравницы, учреждения смогли улучшить материально-техническое оснащение, провести ремонтные работы, повысить качество услуг.
В 2010 году в муниципальных учреждениях отдохнуло 1780 детей, в 2011 году – 3066 детей. Увеличилось и число детских учреждений, принимающих детей в рамках указанного проекта с 7 до 9.
С 2012 года на базе учреждений, осуществляющих отдых детей в муниципальных образованиях, планируется проведение профильных смен. Предположительно, это будут специализированные смены юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, школы по различным видам творчества и т.п.
Распределение субсидий между муниципальными образованиями будет осуществляться по заявкам, поданным муниципальными образованиями, на проведение профильных смен, по организации отдыха детей в Краснодарском крае, при соответствии их критериям отбора.
Объем выделяемой субсидии рассчитывается с учетом стоимости одного дня пребывания и длительности смены, количества детей, находящихся на отдыхе в загородном стационарном оздоровительном учреждении, количества проводимых смен.
Показатель 3. Общая численность детей Краснодарского края, оздоровленных на базе многодневных пеших и комбинированных плановых туристических маршрутов (чел.)
В целях привлечения детей и подростков к активным видам отдыха, в крае идет возрождение детского туризма, восстановления и развития сети плановых туристических маршрутов. В 2010 году были введены в эксплуатацию 3 горно-пешеходных детских маршрута, по которым прошло 1042 ребенка. В 2011 году интерес со стороны муниципальных образований к оздоровлению детей в туристических лагерях значительно вырос, и в течение года удалось оздоровить 1749 школьников, которые прошли по 4 плановым маршрутам. В 2012 году планируется отправить на маршруты 2000 детей.
Готовы к запуску два новых маршрута, один из которых (комбинированный) включает в себя велотуризм.
Приложение1. Таблица 1 Стратегические цели, тактические задачи деятельности Департамента семейной политики Краснодарского края и показатели их достижения
Скачать документ (16Кб, zip)
Руководитель департамента Т. Ф. Ковалева